Раздеться на морозе и нырнуть в полынью – дело крайне экстремальное и требует колоссальной силы духа и здоровья тела. Этими качествами сполна обладает героиня нашего сегодняшнего материала-портрера Елена Семенова.

В мае этого года на озере Тургояк Челябинской области соревновались мастера холодового плавания из одиннадцати городов России. Команда ульяновских моржей тоже принимала участие в соревнованиях. Да не просто участвовала, а собрала приличный урожай медалей: одна только Семенова в пяти заплывах показала золотые результаты.

Позже Елене покорился Байкал, где соревновались вообще-то профессиональные спортсмены в гидрокостюмах. Я это к тому, что наши «моржихи» поплыли без оных – в одних купальниках. «Вы тоже поплывете?» – удивленно спросил тогда Елену один из судей.

«ЗДРАСЬТЕ, Я ЛЕНА!»
– А этим июнем мы проплыли своеобразный Ла-Манш (о нем – чуть ниже. – Ред.), – говорит Елена. – От села Ундоры до Ульяновска вдоль волжского берега – 32 километра, точь-в-точь пролив между Францией и Англией, если брать по расстоянию.

А вообще Семенова – образец того, как за короткое время добиться высочайших результатов, воплотив свои (пусть пока не все) заветные мечты, сделав свою жизнь куда интереснее прежней. Ей за 50, но этого не скажешь. И что интересно, «моржихой» Елена стала всего шесть лет тому назад.

– Хотела-то давно, да все не решалась, – говорит она. – Но взяло свое северное воспитание. Наша семья долго жила в Вологодской области, где я девчонкой купалась с друзьями до посинения губ. Да и порода наша – колотиловская, где больных отродясь не водилось (в девичестве наша героиня – Колотилова. – Ред.).

К моржеванию она пришла не сразу, хотя мечтала об этом с детства:
– Сперва купалась до глубокой осени, но в прорубь не лезла. Но однажды не выдержала и пришла в клуб холодового плавания. «Здрасьте, я Лена, хочу плавать», – говорю, было это 20 ноября 2011 года, – вспоминает Елена.

Сегодня в арсенале Семеновой уже несколько десятков медалей, в основном золотого достоинства. Но главным своим достижением она считает покорение Берингова пролива.

ПРОШЛОЙ ЖИЗНЬЮ В АМЕРИКЕ…
– Это был первый такой грандиозный проект, – говорит Елена.

– 134 километра за шесть дней, впереди – сплошная вода, конца и края не видно. Даже Министерство обороны было подключено, так все серьезно было. Берингов пролив – малоизучен. Одного пловца чуть не потеряли, искали 20 минут. Плыли круглосуточно в сопровождении главного судна, катеров и буксира в качестве ориентира. Ночью было особенно неуютно, страшновато даже.

Соревнования проходили в контексте российско-американского проекта «Чукотка – Аляска-2013» и собрали 65 пловцов-любителей из 17 стран и 15 субъектов РФ. Температура воды была – +2-8 градусов по Цельсию. Преодолеть нужно было расстояние 86 километров (по птичьему полету) или 134 (с учетом ветра и сноса течениями).

В качестве теста на допуск к участию к тому самому заплыву каждый участник должен был проплыть в ледяной воде 20 минут без неопреновых перчаток и носков, которые, бывает, используют моржи.

А в городе Ном, уже на Аляске, когда переплыли Берингов пролив, запомнилась Елене одна вещь.

– Гуляем мы по городку и видим: дом, дверь открыта, в щель струится свет, а внутри – никого. Только записка к двери пришпилена: извините, мол, «сегодня магазин не работает, мы уехали на рыбалку». Представляете себе такое у нас, чтобы магазин оставили открытым? А там ничего – никому и в голову не приходит зайти и что-то прихватить. Я вообще мечтаю опять попасть в Америку, мне кажется, я жила там в прошлой жизни.

ПРОРУБЬ ВМЕСТО ТАБЛЕТКИ
Все время что занимается моржеванием, Елена Семенова забыла, как надо. кашлять. Она попросту перестала болеть. Кстати, работает она в аптеке – провизором, но таблетки не пьет давно.

– А зачем, если я и так чувствую себя здоровее здорового, – улыбается она. – Моржи, конечно, тоже мерзнут, особенно когда транспорт долго ждешь на остановке, но мы к холоду более терпимы. И это, конечно, благодаря плаванию.

А еще Елена забыла, что такое быть не в настроении. Нервы, говорит, стали настолько крепкими, что хоть двадцать человек мне в трамвае на ногу наступят – я и глазом не моргну. Улыбнусь только.

Конечно, говорит Семенова, без клуба, без товарищей и их поддержки ничего бы не было. Хотя все дело в твоей собственной голове, считает самая обаятельная «моржиха» Ульяновска:

– Главное – самому себе разрешить что-то делать. И работать над собой. Я все это время пахала как проклятая: по утрам и вечерам тренировалась. Утром в полшестого все спят еще, а ты уже в проруби.
Да я бы, честно говоря, и больше бы тренировалась, если бы не работа в две смены.

К слову сказать, очертя голову в прорубь бросаться не нужно – очень чревато. Как объясняет Елена, главное в этом деле – правильно согреваться после купания. А многие делают это совсем неправильно! Ни в коем случае нельзя из ледяной купели сразу бросаться в баню! Для начала посидите минут двадцать в предбаннике, поочередно окуная в ведро с холодной водой руки-ноги. И не стоит яростно растирать конечности. Правильно согреваться надобно начинать с внутренних органов, обернувшись смоченным в горячей воде полотенцем.

ЛЮБИТЬ ПО-БЕЛОРУССКИ
Елена уже давно бабушка. Ее внук принял «ледяное крещение» на Свияге, там же, где тренируется любимая бабуля. Сына и мужа она также заразила моржеванием. И весьма этому рада. Но есть и грустные моменты.

Дело в том, что посещать соревнования в последнее время становится неподъемно – в плане финансовом.

– Наша ульяновская команда моржей всякий раз медали на родину возом везет (только у Елены их 60. – Ред.), а помощи нам практически никакой, – вздыхает Елена Семенова.

Действительно, ульяновский клуб холодового плавания, пожалуй, в лидерах по сбору медалей. Если просто перечислить соревнования, на которых Елена Семенова занимала призовые места только в этом году, и то получится весьма впечатляющий список. К уже упомянутым соревнованиям на озере Тургояк под Челябинском и состязаниям на озере Байкал прибавьте первое место в Москве, медали в Чебоксарах и на Кубке Республики Беларусь. И это притом что Елена работает. Кстати, о птичках. Немало заработанных денег приходится тратить на соревнования. Да-да, за это никто не платит.

– Я уже давно сплю и вижу, как переплываю Ла-Манш, – признается многократная чемпионка.

– Уж как хочется его переплыть! Да где взять столько денег? Я тут посчитала, что на сопровождение (специальные катера), проезд и проживание мне нужно минимум 500 000 рублей. Спонсоры под это дело не идут. Государство – тоже. Да ладно Ла-Манш! В следующем году – чемпионат мира в Таллине, не меньше 50 тысяч понадобится. Кому-то – копейки, а мне накладно. К тому же мы давно собираемся ремонт в квартире сделать. Вот и приходится выбирать. Иногда я мечтаю о том, что наше министерство спорта обратит на нас внимание, как это делают, например, в Белоруссии: там моржи в почете, они без виз ездят на соревнования, им выделяют дотации, пропагандируют моржевание всячески да и просто любят. Может, и у нас когда-нибудь так же будет.

КОДЕКС МОРЖА
Свод правил, составленных ветераном ульяновского холодового плавания Павлом Зиминым:

• Моржом считается человек, искупавшийся в проруби хотя бы один раз в жизни;

• Морж приходит в клуб не только отдыхать, но и работать на благо клуба;

• Морж должен два раза в год проходить медицинскую комиссию в физкультурном диспансере;

• Морж должен быть сторонником здорового образа жизни (нет курению, алкоголю и т.п.);

• Морж должен помнить, что излишества вредны во всем, даже в спорте;

• Холод вреден для здоровья, его еще никто не победил, но строго дозированный, наложенный на сильный организм, холод становится полезным;

• Морж, помни, что самое главное в моржевании – это коллектив и дружба!