Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.857), банкам предписано гарантировать клиентам тайну информации о банковском счете, вкладе, проводимых операциях по счетам, а также неразглашение личных сведений о клиенте. За разглашение банковской тайны грозит как административная, так и уголовная ответственность. Но, похоже, это не пугает руководство одного из крупнейших кредитных учреждений страны – Сбербанка. Подтверждение тому – история жителя Ульяновска Юрия Алексеевича (имя изменено).
В конце прошлого года индивидуальный предприниматель Юрий Алексеевич на мониторе компьютера одного из своих сотрудников случайно обнаружил выписки по своим банковским счетам, открытым в Сбербанке РФ. Находясь в полном недоумении, Он направил в филиал банка письменный запрос с просьбой прояснить ситуацию. Вскоре оттуда ответили, что такой ситуации не может быть в природе, информация защищена законом, а потому ее утечка исключена.
13 января этого года Юрий Алексеевич направил запрос в головное подразделение Сбербанка РФ в Москве, предоставив данные выписки на свое имя по банковским картам. От руководителя Управления внутрибанковской безопасности Геннадия Глотова пришел ответ, в котором он сообщил, что по обращению проведена служебная проверка, в ходе которой был установлен сотрудник, имевший доступ к охраняемой законом тайне. «К виновному лицу, – говорится в письме, – применены меры дисциплинарного воздействия, трудовые отношения с ним досрочно прекращены». Электронное письмо с извинениями руководство банка, видимо, сочло достаточным, чтобы загладить свою вину перед клиентом. При этом Геннадий Глотов пояснил, что все материалы проверки он готов предоставить только по запросу из компетентных органов – МВД или прокуратуры.
За защитой своих прав предприниматель обратился к прокурору Ульяновской области Сергею Хуртину во время личного приема. После этого УМВД по городу Ульяновску все-таки усмотрело в действиях банка признаки преступления. 3 апреля 2017 года следователь следственной части Следственного управления УМВД вынес постановление о возбуждении уголовного дела. «В период с 10.11.2016 по 14.11.2016, точное время не установлено, неустановленное лицо из числа сотрудников структурного подразделения ПАО «Сбербанк России» – Ульяновского отделения №8588/019, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Гончарова, 40а, имеющее доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, совершило незаконное разглашение таких сведений путем формирования и предоставления неустановленному лицу выписки из лицевого счета по вкладу (…) без согласия последнего. Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренные ч.2 ст.183 УК РФ («незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца». – Ред.), постановил: возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.183», – следует из документа. Санкции статьи предусматривают штраф в размере до одного миллиона рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Расследование уголовного дела продолжается уже более семи месяцев, но каких-либо результатов до сих пор нет, сетует Юрий Алексеевич. Первый запрос в подразделения Сбербанка от следователя УМВД России по городу Ульяновску Ирины Тимофеевой в рамках расследования уголовного дела был направлен только через четыре месяца следствия. А в ответе Сбербанка РФ было написано, что Юрий Алексеевич… в Сбербанке РФ не работает и не работал, своей учетной записи не имеет. Остается только догадываться, что запрашивал следователь? Видимо, какой вопрос, такой и ответ.
– Очевидно, что совершенное преступление не относится к числу трудно раскрываемых, – говорит Юрий Алексеевич – Сам факт утечки банковской тайны установлен, в том числе и самим банком, и не составляет никакого труда вычислить того конкретного сотрудника, который это сделал. База данных банка сотрудникам доступна при введении персональных паролей. Тогда почему до сих пор никто не понес реальной ответственности за совершенное преступление?
Заволокичивание уголовного дела Юрий Алексеевич связывает с возможным давлением на следствие со стороны банка.
– Понятно, что в данном случае полиции противостоит весьма влиятельная структура, которая стремится избежать ответственности и не допустить огласки этого вопиющего случая, – считает собеседник. – Однако закон един для всех. Ситуация не только малоприятна, но и опасна. Потенциальной жертвой выступает каждый клиент Сбербанка, и неизвестно еще, в чьи руки может попасть имеющаяся у него информация.
Николай Генин