Расследование фактов возможного вмешательства России в американские президентские выборы делает резкие зигзаги, но не облегчающие положение Москвы, как россиянам внушают телеканалы, а, напротив, усугубляющие.

В конце октября ФБР сдались бывший руководитель предвыборного штаба Дональда Трампа Пол Манафорт и его коллега Рик Гейтс. Обоим предъявлено обвинение по 12 пунктам, в числе которых незаконное лоббирование интересов иностранных государств, сговор против США, отмывание денег и тому подобное. Среди замешанных в деле стран называется Украина, на президента которой Виктора Януковича Манафорт работал еще в начале 2000-х, когда Янукович боролся за пост главы Украины с Виктором Ющенко, и на следующих выборах, на которых Янукович победил. Услышав все это, российские должностные лица и телеканалы возликовали: ну вот, видите, это же не Россия все, а Украина, Россия-то вообще не упомянута!

Однако спецпрокурор Конгресса Роберт Мюллер, ведущий расследование, видимо, не так прост, чтобы не понимать, что Украина – это Киев, а Янукович во время последних американских выборов – это Москва, где он живет уже больше трех лет. Кроме того, за рамками телеэфиров остаются связи с Полом Манафортом ельцинского зятя Олега Дерипаски, которого в Вашингтоне считают близким к Кремлю. И тут все плохо. По данным телеканала NBC News, принадлежащая Дерипаске фирма перечислила оффшорам Манафорта три крупных транша – на 26,7 и 27 миллионов долларов. NBC News называет это кредитами, но при определенных условиях они легко превращаются во взятки, если, скажем, выделялись Манафорту без требования возврата.

Умалчивает наше телевидение и о еще одном событии последних дней. Член избирательного штаба Трампа Джордж Пападопулос признался 30 октября в суде, что дал ложные показания ФБР о своих контактах в ходе выборов с иностранными гражданами, включая россиян. Такие контакты он отрицал, на самом же деле вел тогда активную деятельность, пытаясь организовать неформальную встречу команды Трампа с руководством России. Было это еще до дня выборов. Кроме того, являясь подчиненным Пола Манафорта, Пападопулос был на связи с российским Советом по международным делам.

Спасение увидели было в осложнении ситуации у Хиллари Клинтон, ее мужа Билла Клинтона и предшественника Трампа Барака Обамы, которые, дескать, могут быть обвинены в крупных финансовых махинациях и взяточничестве. Дело тут в следующем. Несколько лет назад «Росатом» приобрел американо-канадскую уранодобывающую компанию «Уран Один», в результате чего 20 процентов добычи этого стратегического сырья перешло в руки россиян. Что для Америки как бы уже скверно. Но еще хуже для американских демократов, что Хиллари Клинтон была в то время госсекретарем США и, как подозревают республиканцы, пролоббировала продажу русским урановой компании за взятку. В качестве таковой называются добровольные взносы, которые в фонд Клинтонов сделали инвесторы фирмы «Уран Один». Всего на сумму 145 миллионов долларов.

Круг замкнулся, и Клинтонов, а заодно и Обаму пора вязять, если бы не одно но. У взятки есть как взяткополучатели, так и взяткодатели, о чем российские враги Хиллари Клинтон, кажется, напрочь забыли. «Росатом» в ту пору возглавлял Сергей Кириенко, нынешний первый зам главы кремлевской администрации. Как покупатель американо-канадской фирмы, он не мог быть не в курсе финансовой стороны этой сделки, в том числе дачи взятки в 145 миллионов долларов. Как первое лицо «Росатома» был ответственен за все денежные операции подведомственных ему структур. И непонятно, чему вдруг обрадовались-то, ведь, если будет признан факт получения фондом Клинтонов взятки, Сергей Кириенко попадет под американский суд как взяткодатель и на его арест будет выдан ордер Интерпола.

В целом же за системой российской власти закрепится клеймо не просто коррумпированной, но коррумпированной глобально, когда из всех методов решения вопросов даже в мировых делах выбирается метод подкупа. Пола Манафорта ли, а через него и Дональда Трампа, Хиллари ли Клинтон, отвечавшей в период первого срока президентства Барака Обамы за внешнюю политику США. И еще неизвестно, что именно – разгром Трампа спецпрокурором Мюллером или разоблачение Клинтон Федеральным бюро расследований за эти 145 миллионов – отзовется более сильным рикошетом в Москве, которая подозревается теперь и в том, и в том. И не случайно, наверное, российские официальные лица так нервничают, как нервничала на днях представитель МИДа Мария Захарова, бросившаяся при известии о явке Манафорта с повинной высмеивать предъявленные ему обвинения. То есть бросившаяся его защищать, не совсем даже разобравшись в том, что происходит. А происходит тление бикфордова шнура, ведущего к минам, забытым нашими по линии «Москва – Вашингтон».

Юрий Кашинский