Нынешнее состояние особо охраняемых природных территорий нашей малой родины можно выразить одной дурацкой, но верной по существу фразой: “Это природа, мы сели ей прямо на лоно”.

И ЭТО ВСЕ МОЕ!
Областная прокуратура в очередной раз во всеуслышание заявила, что держит на особом контроле вопросы исполнения в регионе законодательства об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Затем были преданы огласке результаты очередной проверки, которые моих сограждан совсем не порадуют. Но о них чуть позже. Для начала обозначим ситуацию.

Надзорный орган информирует, что на территории нашей области расположены 142 ООПТ регионального и 15 ООПТ местного значения, из которых 13 в Ульяновске и 2 в Димитровграде.

Сформированы 3 ООПТ федерального значения: национальный парк «Сенгилеевские горы», Сурский и Старокулаткинский федеральные заказники. Общая площадь ООПТ составляет 285 тысяч гектаров. К нынешнему дню на государственный кадастровый учет поставлено 76 ООПТ общей площадью 150 тысяч гектаров. Их деятельность регулируется, точнее сказать, должна регулироваться областным законом от 9 июля 2007 года «Об особо охраняемых природных территориях областного значения». Есть и локальные нормативно-правовые акты, в том числе Положение о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, утвержденное постановлением правительства региона 2 октября 2013 года.

Полномочия по управлению в сфере охраны и использования земель ООПТ возложены на минсельхоз Ульяновской области.
Казалось бы, все предельно ясно. Нормативная база есть, полномочия распределены. Что еще надо? Оказалось, что этого явно недостаточно. Перейдем в подтверждение сказанному к материалам проверки.

НЕ ВИЖУ, НЕ СЛЫШУ И ВООБЩЕ НЕ НАШЕ
В прокурорских документах зафиксировано, что актуальными в обозначенной нами сфере правоотношений являются: неполная постановка на государственный кадастровый учет земель ООПТ, уклонение органов власти от установления границ их охранных зон, отсутствие органов управления ООПТ федерального значения.

Далее следует фраза: «В ходе проверки выявлены факты бездействия должностных лиц регионального министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов при формировании таких территорий федерального значения, как национальный парк «Сенгилеевские горы», Сурский и Старокулаткинский федеральные заказники». Дается пояснение. Суть его состоит в том, что вопреки закону правоустанавливающие документы, функциональные зоны, режим охраны, в том числе объектов животного мира указанных ООПТ не утверждены. Администрации учреждений, уполномоченные осуществлять управление и охрану этих территорий, не сформированы. Только после прокурорского вмешательства приняты меры к созданию специализированных дирекций национальных заказников, началась работа по постановке земель ООПТ на государственный кадастровый учет, причем началась достаточно активно. В отношении 142 ООПТ регионального значения утверждены требуемые положения, которые не противоречат требованиям законодательства. Но радоваться, как оказалось, пока было рано.

А ЧЕМ МЫ ХУЖЕ?
Так могли бы сказать муниципалы, глядя на действия дяденек и тетенек из области, во всем их копируя и каждый раз беря под козырек. Правда, копировать надо совсем другое. Но команды не было… А потому в материалах проверки читаем: «Работа муниципалитетов характеризовалась бездействием по постановке ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет, а также установлению их охранных зон, утверждению соответствующих положений».

Примеры? Извольте видеть. Установлено, что в Железнодорожном районе Ульяновска границы ООПТ «Парк культуры и отдыха «Приморский», «Парк культуры и отдыха «Винновская роща» и их охранных зон не установлены, объекты на кадастровый учет не поставлены. После вмешательства прокуратуры ситуация была выправлена.

Аналогичная ситуация сложилась в отношении ООПТ «Парк культуры и отдыха «Молодежный». Здесь прокуратура направила в суд заявление о возложении на муниципалитет соответствующих обязанностей.

И еще один пример. В этот раз по факту игнорирования требований законодательства при утверждении положений ООПТ местного значения. В августе текущего года проверка показала, что администрация Ульяновска не приняла меры по разработке положений об ООПТ «Свияжская эколого-рекреационная зона» и «Парк культуры и отдыха «Семья» в Засвияжском районе. Как не были приняты и градостроительные регламенты, которые устанавливают ограничения на использование земельных участков в указанных зонах. Прокуратура внесла представление в администрацию Ульяновска. Надо отдать должное, городские чиновники оперативно приняли меры и привели ситуацию в соответствие с требованиями надзорного органа. Непонятно только одно: почему им, как и другим нарушителям, надо было конфликтовать с законом?