Владимир Кочкин
Октябрь 1917 года ознаменовался не только революцией. Практически одновременно с событиями в Петрограде в селе Сурский Острог Симбирской губернии был открыт храм, которому также исполнилось сто лет.
«ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ЗДЕШНЕМ СЕЛЕ ЕСТЬ…»
Инзенский район – край бездорожья. Стоит свернуть в сторону с того, что можно с натяжкой назвать трассой, как приходится ехать, медленно переваливаясь через бесчетные колдобины. Но, возможно, именно потому, что здесь практически нет дорог, в советские времена в местные села нечасто заглядывало начальство из районного или областного центра. Иначе чем объяснить, что многочисленные храмы, что были построены здесь в позапрошлом и начале прошлого веков, хоть и пустуют, но сохранились до наших дней в относительно целом виде. Коноплянка, Чамзинка, Городищи, Сурский Острог, Пятино – от этих населенных пунктов мало что осталось, но над немногочисленными жилыми и заброшенными домами и по сей день возвышаются громады каменных храмов, в которых угадывается былое величие.
Храм в селе Сурский Острог, которое ныне именуется Первомайское, сохранился лучше других. Сейчас здесь проживает не многим более двухсот человек, уже почти пять лет, как закрыта школа… А тогда, в начале прошлого века, когда здесь начали возводить храм, население села достигало почти трех тысяч жителей. По преданию, опорный пункт засечной черты здесь воздвиг сам Богдан Хитрово, и произошло это за год до основания Симбирска. Потом, когда граница отодвинулась дальше на восток, сюда начали ссылать лихих людей. И теперь местные жители вспоминают о своих предках как о сорвиголовах, не признававших ни царскую, ни советскую власть, которые чтили лишь один закон – Божий. Первый деревянный храм появился в Сурском Остроге вскоре после основания села и простоял полтораста лет, пока не сгорел в 1812 году. Еще через шесть лет было закончено строительство первой в селе каменной церкви, судьба которой сейчас никому не известна. Новое строительство началось в 1899 году на средства самих сельчан. Сохранились воспоминания, что денег не хватало, и местные жители ездили даже в Санкт-Петербург «с шапкой стоять». И все-таки строительство затянулось, да и село начали преследовать несчастья. 20 мая 1904 года пожар уничтожал около сотни домов, а через два дня в строящемся храме погиб семилетний ребенок. Сын одного из каменщиков принес отцу обед, начал играть на строительных лесах, споткнулся и упал в чан с раствором. 12 июня того же года молния убила 26-летнего пастуха, а еще через неделю окрестные поля накрыл небывалый ливень с градом, который побил урожай. Чем же местные жители прогневали Господа? В церковной летописи сохранилась запись, сделанная местным священником – отцом Илларионом: «Преступления в здешнем селе есть: воровство хлеба из амбаров, лошадей, душегубство пчел, кражи медов, тайное любодейное и прелюбодейное насилие, соединенное с угрозами поджогов и человекоубийств…».
ОСВЯТИЛИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ
Жители села надеялись, что с установкой крестов на храме, намеченной на 22 ноября 1905 года, вереница их несчастий закончится. Но и здесь без «приключений» не обошлось: канат, на котором поднимали крест, оборвался и тот упал на крышу храма. При этом никто не пострадал, но прихожане восприняли этот случай как дурной знак, и работы на стройке прервались на несколько лет. Только к 1909 году покрасили крышу и завершили кладку колокольни. Внутреннюю отделку завершили только летом 1911 года, а в марте 1914 года в новую церковь привезли колокол, провисевший на своем месте до начала Великой Отечественной войны, когда его сняли и, как утверждают старожилы, переплавили на патроны. Дурным знаком считают и то, что освящение храма состоялось в октябре 1917 года – ровно за две недели до Октябрьской революции. И все-таки именно этот храм продержался дольше других и был закрыт властями только в 1941 году. Вскоре разобрали по кирпичику колокольню, чтобы раздать кирпичи в качестве премии ударникам производства. Печки, сложенные из церковного кирпича, до сих пор стоят во многих домах села… Но и сейчас под церковными сводами сохранились фрески, которые не стерли ни годы запустения, ни гонения на церковь. Только снизу краску «съели» удобрения, когда церковь начали использовать как склад. Да и тот крест, что когда-то с таким трудом поднимали на купол, и сейчас стоит на своем месте. Может быть, и надежда на возрождение храма тоже сохранилась?
хотят вернуть самодержавие ?
http://log2stas.livejournal.com/
Я написал пару дней назад пост про революцию и о том, что избежать её было в принципе нельзя.
Есть люди, которые не согласны и говорят о том, что при царях всё было лучше или могло бы быть лучше – дай им народ ещё один шанс. Оспаривают они даже то, что при царях простое население держали за скотов и не давали доступа ни к образованию ни к медицине.
Ну что-бы было куда сослаться в рамках таких дискуссий напишу вот такой пост.
В Костромской области оттуда родом мой отец по официальной статистике 63 процента населения до революции были неграмотные. Это данные переписи 1897 года.
В тульской области откуда моя мать – 67 процентов населения были неграмотные.
В Минской области где уже я родился – 81 процентов неграмотные. На Украине неграмотность была близка к 90 процентам. И что с того вы спросите ?
ссилка
Для сравнения в советском союзе к 1939 году уже 87 процентов населения были грамотными. Из всего населения 93 процента мужчин были грамотными. К 1959 году больше 99 процентов населения СССР были грамотными. Сталин просто всех неграмотных отправил в Гулаг на лесосеку ?
ссилка
Ну и что-бы дать перспективу на другие страны. В Голландии в 1750 году 85 процентов населения были грамотными. В США в 1890 году грамотными были почти 90 процентов населения. Даже в Аргентине в 1890 году более 50 процентов населения были грамотными.
ссилка
Ну то есть про заботу русских царей о народе можно уже наверно не рассказывать. Так ведь любили людей, так любили как свиней примерно.
При Николае втором в России начали открываться школы причём действительно массово и ставились планы покончить с безграмотностью населения в обозримой перспективе. Делалось это под давлением снизу – нет никаких оснований думать, что царя эта проблема беспокоила лично. Но даже тут надо задать вопрос а раньше кто это сделать мешал ? Нужно было ждать 1000 лет ? Ведь согласно официальным источникам первые попытки обучать население грамоте были сделаны в 1030 году. И это только то, что православная церковь разрешает признать. С тех пор прогресс был минимальным.
Также сомнительно что было уместно заниматься образованием населения в тот момент когда страна участвовала в мировой войне. Не до образования людям было в таких условиях и невозможно было получить какую-то пользу от этого.
То есть Николай 2 пытался, как говорится, “выпить боржоми” при отказавших почках, но толку не было уже. Слишком поздно. Какой либо кредит доверия царская власть к тому моменту потеряла. Начали делать реформы в стране и при этом ввязались в мировую войну, что свело положительный эффект от реформ к нулю. Да и что это за реформы если ни оружия не могли достаточно сделать ни едой себя обеспечить? И говорят в 1913 году собрали урожай зерна – уровень который СССР так и не достиг. А куда делось то зерно ? Откуда взялся голод в Петрограде в начале 1917 с которого всё началось ? Неорганизованность, халатность – страной управляли типичные эффективные менеджеры типа Грефа или Чубайса для которых русские это быдло.
Возражают тем, что можно было мирно добиться таких же результатов в плане грамотности и гражданских свобод без насилия и революций. Далее делается утверждение о том, что мол большевики бы с их идеями мирно к власти не пришли. Это только в результате переворота такие леваки мракобесы могли оказаться у власти.
Но ведь были же выборы в первую государственную думу, которые были совсем не демократические. Там было много ограничений кому можно было голосовать (женщинам было нельзя к примеру). Но даже на этих выборах выбрали совершенно левую думу по идеологии близко пересекающуюся с большевиками и требующую чуть ли не немедленно национализировать природные богатства, отменить частную собственность на землю и передать землю в безвозмездное пользование крестьянам в той или иной форме.
Сколько эта дума просуществовала ? 72 дня. То есть даже если-бы переход был-бы мирным то это был-бы в туже самую сторону переход. И то, что он не был мирным виноват не русский народ и не мировая закулиса, а тот самый царь, который распустил думу после 72 дней. Ну не хотел царь мирно – получилось не мирно.
если бы
попы хоть когда либо защищали народ и помогали ему, никто бы не трогал, а так жировали вместе с охреневшей властью и отращивали пузо на харчах, принесенных нищим народом
никола
А как же наш главный поп . Кирилл ? Бедствует , поди ? Надо бы скинуться.
знаю
на храмы собирают “с мира по нитке”, а потом на Федерации в новостройках у Скалы 135 м2 , у Прокла 107 м2 не считая такой же в другой новостройке напротив 80 м2
заброшен храм ?
так восстанвите, а то священники называют себя слугами господа, а думают только о мирском, нам внушают о духовности, а сами сроки высчитаывают когда можно W на BMW сменить
Вопрос
Как-то одного мудрого человека спросили: “Учитель, что будет с нами после смерти?”. Старец только посмеялся и ничего не ответил. Однажды ученики спросили его, почему он никогда не отвечает на этот вопрос. – Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? – ответил старик. – Им просто нужна еще одна жизнь, которую можно было бы прожить так же бестолково, как и первую. – И все-таки, есть жизнь после смерти, или нет? – упорствовал один из учеников. – Есть ли жизнь до смерти – вот в чем вопрос, – отвечал мудрец.
гость
Столько храмов и церквей заброшенных в поселках селах деревнях по россии, не понятно одно столько много заканчивают духовные семинарии и после окончания не едут на восстановление храмов и церквей в поселки села деревни а остаются в городах рпц нужно работать в этом направлении а не заниматься показухой и болтологией
Пфф!
Отец родной! Почитай дореволюционные книжки! Ещё тогда среди бородатых,было большой бедой,попасть в нищий приход(где с крестьян нечего взяь было)
ЧТо уж о сегодняшнем дне говорить.
О восстановлении храмов
Аккурат об Инзенском районе. Счастлив Посмертно Н.Полотнянко. О том, как в 90-е, сын покойного главного борца с религией в нашей области(по делам религии)полковника КГБ, инженер – электронщик из Красноярска, приезжает в Инзенский район, и в одиночку, на свои средства начинает восстанавливать разрущенный храм из года в год. В свой отпуск.Восстанавливает с чем боролся его отец.Но и отец уже на смертном одре попросил отправить его по христиански. На вопрос – так вы же сами …? Ответил – это была работа. А здесь жизнь сама…