Настоящая авиационная история Ульяновска началась с создания в городе краевой летной школы Осовиахима. Она была торжественно открыта 19 ноября 1931 года. Отсчет времени начался несколькими месяцами раньше.
Летом 1931 года в Ульяновске появились люди в летной форме: командиры, летчики-инструкторы, авиатехники школы, переведенной из Самары. Газета «Пролетарский путь» сообщала: «17 августа прибыла в Ульяновск краевая авиационная школа гражданской авиации. Школа существует уже второй год и находилась до сих пор в Самаре, – в середине этого года состоялся первый выпуск пилотов. Из-за неимения в Самаре подходящего земельного участка для аэродрома школу решили перевести в Ульяновск, где имеются все условия…». Сообщалось, что в школу будет приниматься молодёжь 1906-1911 гг. рождения. Преимущество отдавалось рабочим и колхозникам. Программа обучения была рассчитана на 6 месяцев.
Это было время, когда комсомол объявил шефство над Воздушным флотом и гремел призыв: «Комсомолец – на самолет!». На собрании городского комсомольского актива было принято решение взять шефство над школой и обеспечить ее комплектование за счет направления на учебу лучшей молодежи края.
В Ульяновске работа школы началась практически с нуля. Из Самары прибыл лишь небольшой летно-технический состав со скудной материальной частью. Предстояло построить аэродром, найти помещения, обеспечить школу авиапарком и учебно-материальной базой, провести набор курсантов. Под аэродром был выделен участок площадью около 250 га из земель колхоза «Родина Ильича», за околицей засвияжской Конно-Подгородной слободы. Газета «Пролетарский путь» регулярно информировала о ходе подготовительных работ:
«Начало занятий школы будет зависеть от сроков окончания строительства аэродрома, ангара (гаража для самолётов), здания управления и ремонта помещения школы».
«Кто работает на аэродроме 22 августа. Горводопровод – 30 чел., леспромхоз – 30 чел., типография №1 – 30 чел.»…
При помощи предприятий и жителей города в короткий срок была проделана большая работа: выровнено летное поле, построены ангары, служебные здания, водонапорная башня и др. Здание бывшего командно-диспетчерского пункта аэродрома существует и поныне: Московское шоссе, 53 (ДШИ-13).
Учебные занятия начались уже 15 октября, но поначалу велись лишь теоретически.
19 ноября 1931 г. газета опубликовала призыв «Все на аэродром!» и приветствие летному составу школы и участникам строительства от горкома ВКП(б). «Открытие лётной школы имеет огромное значение в деле развития гражданской авиации, высокой техники и является большим вкладом в социалистическое строительство и укрепление обороноспособности СССР». В этот день состоялось открытие летной школы.
На следующий день «Пролетарский путь» описывал торжественное событие: «С утра потянулись к Свияге колонны воинских частей, рабочих городских предприятий, общественных организаций и студентов техникумов. К 10 часам набережная Свияги и улица Ленина до отказа заполнены многотысячной демонстрацией. … К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолётов. Стрекот моторов привлёк всеобщее внимание. Тысячи глаз впились в аэропланы. Плавно один за другим отрывались самолёты от земли, забирали высоту. С напряжённым вниманием следили все за фигурными показательными полётами».
Для размещения школы были выделены здания на улице Гимова. В доме №1 (Муз.училище) находились штаб и учебная часть, в доме №3 (Дворец бракосочетаний) – общежитие курсантов. Первым начальником летной школы назначен т.Богаенко, комиссаром – т.Каретников. В сентябре 1932 г. начальником-комиссаром школы стал Георгий Иванович Константинов, возглавлявший ее до 1937 года. Участник гражданской войны, кавалер ордена Красного Знамени, хороший организатор, он многое сделал для становления и развития учебного заведения.
В 1931-1933 гг. летная школа готовила пилотов. В августе 1933 г. впервые в стране отмечался День авиации. В Ульяновске в этот день состоялся митинг на аэродроме, массовое гуляние, а также первый в истории города авиационный парад.
В начале 1932 года на набережной Свияги, в здании бывшего ремесленного училища графа В.В.Орлова-Давыдова (автомеханический техникум) открылся 1-ый Всесоюзный авиатехникум Осовиахима. Занятия в нем начались 15 апреля 1932 года и велись по программе для младших авиатехников ВВС РККА. Приказом ЦС Осовиахима от 5 ноября 1933 г. летная школа и авиатехникум были объединены и преобразованы в Объединенную школу пилотов и авиатехников.
Объединенная школа готовила инструкторов-летчиков (из числа пилотов, прошедших обучение в аэроклубах) и авиатехников. Велась также подготовка инструкторов-летчиков-парашютистов, набиравшихся из числа курсантов, прошедших летную программу. Каждый из них делал 25 прыжков с учебного и боевого самолета, в т.ч. при выполнении фигур высшего пилотажа. 13 ноября 1933 года школа пополнилась 80 курсантами, переведенными в Ульяновск из московской Центральной летной школы Осовиахима СССР. Обучались в школе и девушки.
В первые годы авиапарк состоял из учебных самолетов У-2 (По-2), Ут-1, боевых самолетов И-5, И-15 и самолета-разведчика Р-5. В мастерских при отделении авиатехников была создана техническая база по капитальному ремонту самолетов и двигателей. В августе 1933 г. колхоз «Первенство» Ульяновского района объявил о почине по сбору средств на постройку самолета «Родина Ильича» и призвал всех колхозников Средне-Волжского края последовать этому примеру. В результате в школе появились самолеты «Родина Ленина», «Чердаклинский колхозник», «Сурский колхозник» и другие.
Преподавателями школы велась большая методическая работа. В 1935 г. «Военгиз» выпустил учебник «Авиационный мотор М-11» (А.Вотинцев, В.Иванов), переиздававшийся 6 раз. В 1939 г. ЦС Осовиахима издал пособие для курсантов и летно-технического состава «Самолет У-2» (А.Вотинцев, П.Осипов, Л.Турбин, Д.Гайсин), признанное лучшим учебником по самолетам. На базе ульяновской школы регулярно проводились учебно-методические сборы начальников, помощников по летной подготовке, инженеров аэроклубов.
12 июля 1934 года Ульяновск посетили участники спасения челюскинцев, первые Герои Советского Союза М.В.Водопьянов, И.В.Доронин, А.В.Ляпидевский и челюскинцы – А.Н.Бобров и Э.Т.Кренкель. Бывший начальник учебной части школы А.С.Вотинцев описывал: «Ранним утром тысячи горожан и весь состав летной школы встречали их у волжской пристани. … Под раскатистое «ура» гости прошли на верхнюю площадку пристани, поднялись на импровизированную трибуну. Состоялся короткий митинг, на котором выступили представители партийных, советских и общественных организаций города, а от гостей – М.В.Водопьянов и И.В.Доронин. В этот же день герои Арктики посетили Дом-музей В.И.Ленина. Гости побывали в летной школе, осмотрели оборудование кабинетов, встретились с курсантами… Затем в клубе состоялась встреча-беседа Героев с начсоставом школы».
В 1936 году экипаж гидросамолета «СССР – Н-2» совершил беспримерный для того времени облет Северного морского пути. Участников перелета торжественно встречала Москва, они были награждены орденами. Был среди них и уроженец Инзы В.Мишенков, направленный в 1935 г. в составе группы выпускников-авиатехников Ульяновской летной школы в распоряжение управления Главсевморпути.
С лета 1934 г. летная школа выпускала авиатехников, а с 1939 года – авиамехаников. В 1939 г. на инструкторов-лётчиков обучалось 174 чел., на авиатехников – 240 чел. Школа располагала опытным преподавательским и летно-инструкторским составом. Среди преподавателей высоким уровнем отличались А.Вотинцев, В.Иванов, М.Дейнека, Д.Гайсин, А Конов, П.Осипов, Л.Турбин, И.Шатунов и другие.
Летная школа оказала существенную помощь в организации Ульяновского аэроклуба, открывшегося в 1938 году. Его 1-м начальником стал инструктор-летчик школы А.Ф.Молчанов, начальником штаба – летчик С.А.Караганов.
Постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 года несколько летных школ, в т.ч. ульяновская, были переданы в ведение Наркомата обороны. Теперь она стала называться Ульяновская военная авиационная школа пилотов. Подготовка летчиков-инструкторов для аэроклубов была прекращена, отныне школа выпускала летные кадры для ВВС Красной Армии. Сначала шло обучение летчиков-истребителей на самолетах И-5 и И-15«бис», затем, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, – летчиков-штурмовиков на «летающем танке» самолете Ил-2. Подготовка летчиков проводилась в течение 6-9 месяцев, налет на одного курсанта составлял 35-55 часов. За годы войны школа выпустила 880 боевых летчиков. А за все время существования Ульяновская летная школа подготовила тысячи летчиков-истребителей, летчиков-штурмовиков, летчиков-инструкторов для аэроклубов, летчиков-парашютистов, авиатехников и авиамехаников.
В различных источниках приводятся разные данные о числе выпускников Ульяновской летной школы – Героях Советского Союза. Это неудивительно: идет поиск, открываются новые имена. Видимо, наиболее точные сведения приводит В.И.Будкевич, многие годы занимающийся изучением истории школы, в публикации 2015 года: «По неполным данным, 56 воспитанников Ульяновской лётной школы удостоены звания Героя Советского Союза, один – звания Героя России (за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны) и один – звания Героя Социалистического Труда».
Первым летчиком-ульяновцем, удостоенным звания Героя, был Николай Семенович Герасимов, выпускник школы 1933 года. В 1938 г. он был направлен в Испанию, являлся командиром эскадрильи И-16, совершил 80 боевых вылетов. Звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства» было присвоено ему Указом ПВС СССР от 22 февраля 1939 года. В годы Великой Отечественной войны Н.С.Герасимов командовал авиаполком, с 1943 г. авиадивизией, участвовал в боях на Курской дуге, в Сталинграде, на Украине, в Польше, Чехословакии. За все время боевых действий им сбито 16 самолетов лично и 10 в составе группы.
Известным выпускником школы является Александр Константинович Горовец. 6 июля 1943 г. им уничтожено 9 самолетов врага – наибольшее количество самолетов, сбитых в одном бою. Сам летчик в этом бою погиб, звание Героя Советского Союза присвоено ему 28 сентября 1943 года посмертно.
Объем материала не позволяет не только рассказать, но даже просто перечислить все имена Героев. Вот лишь некоторые: Владимир Игнатьевич Стрельченко (кроме прочего, удостоен звания Почетного члена Военной Дивизии Британской Империи), Иван Федотович Якурнов (201 боевой вылет на штурмовике Ил-2), Борис Павлович Алексеев, Петр Петрович Дзюба, Николай Сергеевич Конышев, Клавдия Яковлевна Фомичева и многие другие.
Конечно, вечную память заслужили не только Герои. Сотни воспитанников школы защищали Родину, многие из них погибли. Ведь в годы войны в среднем одному летчику удавалось совершить лишь 8-10 боевых вылетов. Уникальные материалы об истории Ульяновской летной школы и ее выпускниках собраны в музее «Люди легенд» Новоульяновской школы №1, созданном в 1981 г. под руководством педагога Елизаветы Романовны Морозовой.
Казалось бы, и с официальной стороны эта страница истории не забыта. Есть доска на здании автомеханического техникума, памятник-самолет на Западном бульваре. В Ульяновской авиационной энциклопедии ей обещают отвести достойное место. И все же… Многие ли жители города хоть понаслышке знают об Ульяновской летной школе?
P.S. Ульяновская военная авиационная школа пилотов расформирована в 1945 году в связи с сокращением Вооруженных сил.
Использованы материалы: А.С.Вотинцев, Г.Н.Федоров «В небе Ульяновска» (Приволжское книжное изд-во, 1984); В.И.Будкевич: «Из истории Ульяновской летной школы» («Краеведческие записки», выпуск 14, 2008), «Из истории Ульяновкой летной школы Осовиахим» (Материалы международной конференции «Становление и развитие гражданской авиации в России», УлГТУ, 2014), «Ульяновская школа пилотов» («Мономах» 2015-2); «История ульяновской авиации: 100 дат и имен» (сост. С.А.Андреев, В.И.Будкевич и др., Ульяновск, 2014).
Из книги А.С.Вотинцева, Г.Н.Федорова «В небе Ульяновска», Приволжское книжное изд-во, 1984.
Из книги А.С.Вотинцева, Г.Н.Федорова «В небе Ульяновска», Приволжское книжное изд-во, 1984
Размещение аэродрома летной школы за Свиягой. Источник: mactep-ul.livejournal.com
Из книги А.С.Вотинцева, Г.Н.Федорова «В небе Ульяновска», Приволжское книжное изд-во, 1984.
Из книги А.С.Вотинцева, Г.Н.Федорова «В небе Ульяновска», Приволжское книжное изд-во, 1984.
Запуск двигателя «цепочкой», группа инструктора Тучина.
«История ульяновской авиации: 100 дат и имен» (сост. С.А.Андреев, В.И.Будкевич и др.), Ульяновск, 2014.
Ульяновская летная школа. 1-ый выпуск инструкторов-летчиков, 1934 год.
ul.aif.ru / музей школы №1 Новоульяновска.
Ульяновская летная школа. Выпуск инструкторов-летчиков, 1935 год.
«История ульяновской авиации: 100 дат и имен» (сост. С.А.Андреев, В.И.Будкевич и др.), Ульяновск, 2014.
Из книги А.С.Вотинцева, Г.Н.Федорова «В небе Ульяновска», Приволжское книжное изд-во, 1984.
Выпускник Ульяновской летной школы, Герой Советского Союза Н.С.Герасимов (справа) у самолета.
«История ульяновской авиации: 100 дат и имен» (сост. С.А.Андреев, В.И.Будкевич и др.), Ульяновск, 2014.
житель Хрустальной
Спасибо за материал!
11111
Раньше была действительно авиационная столица.
ульяновец
Кто только не пишет про эту школу. Видимо переписывают друг у друга. В Мономахе даже НИИ истории и культуры области пишет. В последнем случае особенно удивительно, результаты многих исследователей выдаются за результаты НИИ. Неужели такой уровень у этого учреждения. При этом все указывают, что уникальные материалы собраны в музее Новоульяновской школы Елизаветой Романовной Морозовой, похоже именно ей принадлежит первенство этой темы задолго. Вот о ком бы написали.
Brandergofer
“Кто только не пишет”… Все публикации последних лет, о которых Вы говорите: и в “Мономахе”, и в издании НИИ им.Карамзина и многие другие, написаны одним и тем же человеком – В.И.Будкевичем. Ему спасибо, что постоянно “будоражит” тему.
А исходным, базовым источником для последующих исследований является книга бывших работников летной школы А.С.Вотинцева и Г.Н.Федорова “В небе Ульяновска”, изданная в 1984 году.
Заслуг школьного музея и Елизаветы Романовны Морозовой это, разумеется, никак не умаляет.
Юрий
Миндубаев! Вожжа под хвост попала? Парафинишь этот институт так упрямо где только можешь… Лучше роман об ужасах советской власти написал. У тебя б получилось!
Владимир Воронин”
“По неполным данным, 56 воспитанников Ульяновской лётной школы удостоены звания Героя Советского Союз…”
Не индексные и прочие шарико-фонариковые имитации кластерно-инновационной деятельности, а реальная практическая деятельность и реальные результаты…
денис
Статья интересная, но насколько мне известно правильно пишется “осоАвиахим” (общество содействия обороне авиационному и химическому строительству).
житель Хрустальной
Точно!