Региональная Общественная палата предложила, а руководство области согласилось пересадить чиновников со служебных автомобилей на такси. Как будет реализована идея, и будет ли реализована вообще, – пока не ясно. Однако уже сейчас идет речь о передаче функций чиновного извоза конкретной компании – «Яндекс.Такси».

На прошлой неделе министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области подписало соглашение с «Яндекс.Такси». Дежурное, в общем-то, мероприятие получило новые краски после предложения от Общественной палаты региона – отказаться от содержания служебных автомобилей и водителей в пользу такси. Так, мол, уже делают в Европе.

Предложение заключалось в том, чтобы провести сравнительный анализ по стоимости содержания служебного автопарка с гаражами и водителями и использования для поездок сервисов такси.

Спустя неделю стало известно, что руководство области эту идею рассматривает всерьез – и уже заявлено о том, что в сфере транспортного обслуживания чиновников предстоит реформа. От Общественной палаты попросили официальных предложений на этот счет.

Здесь, конечно, достаточно много подводных камней. Первый из них – почему вообще сразу заговорили о «Яндекс.Такси»? Такое четкое указание на одну компанию, притом что на рынке достаточно много игроков, вообще-то, как правило, является поводом для Федеральной антимонопольной службы как минимум вынести предостережение должностным лицам, которые, во-первых, рассматривают возможность без торгов выбрать одну компанию, а во-вторых, просто рекламируют ее. Хотя на ульяновский рынок такси в последнее время зашли сразу два сильных федеральных игрока – кроме «Яндекс.Такси» это еще и Gett. Есть и те, что работали раньше, в том числе «Везет», «Максим» и т.д. По идее, выбор сервиса должен проходить в этом случае через открытые торги.

Возможно, это такой реверанс конкретно «Яндексу», который в последнее время пользуется серьезной поддержкой руководства страны как русский ответ компании Google. Не случайно в сентябре офис этой российской компании в Москве посетил президент Владимир Путин.

Кроме того, неясно, что же тогда делать с парком служебных автомобилей. Возможно, распродавать машины и гаражи, увольнять водителей. Некоторые считают, что решение может быть другим – создание отдельной компании за пределами полномочий администрации области, которая и будет оказывать услуги по извозу чиновников. Тогда такая компания станет отличным способом заработка для какого-то определенного лица, а заодно – способом вывода денег из бюджета. Нетрудно догадаться, что она легко выиграет тендер, так как будет обладать необходимым парком автомобилей.

Если все-таки чиновники пересядут на такси, неясно, как это будет работать. Во-первых, сами чиновники могут не обрадоваться такой пертурбации: известно, что служебным автомобилям на дорогах города и области позволено гораздо больше, чем простым смертным. Во-вторых, неясно, как разграничат поездки – для встречи гостей из Москвы, например, все равно понадобятся собственные машины, да и в районы на такси не накатаешься. В-третьих, нужно будет четко определить, где можно использовать такси, а где – нет, чтобы чиновники не ездили на «Яндексе» в булочную.

Ян Гуров