Об истории симбирского городского театра как-то уже доводилось писать. Сегодня же хотелось бы обратиться к периоду более раннему – его зарождению и началу существования. При описании событий, относящихся к столь давним временам, неизбежно возникают трудности, связанные с нехваткой фактических данных. Многое основано лишь на косвенных свидетельствах и предположениях. То же относится и к иллюстративному материалу. Почти на всех фото в подборке – театр Прянишникова – Булычевых, хотя в описываемые времена до его появления было еще далеко.
На титульном листе рукописи пьесы М.И.Веревкина автором написано: «Комедия «Пугачев Емелька» в трех действиях, представлена в первый раз на Симбирском театре благородными действующими лицами. Ноябрь, 27 дня 1774 года» (по другим источникам – 25 ноября и, в любом случае, дата указана по старому стилю). Безусловно, важное свидетельство, но о чем оно говорит?
Многими авторами, начиная с краеведа Н.А.Державина («Огни Ульяновской рампы», 1928) эта дата принята за начало существования симбирского театра. Казалось бы, слова «на Симбирском театре» говорят сами за себя. Но, как справедливо отмечал Ж.А.Трофимов, следует различать понятия «создание театра» и «начало сценической деятельности». Существование театра подразумевает наличие специального помещения, более или менее постоянной труппы, репертуара, регулярность спектаклей. Все это появилось позже. В данном же случае речь, несомненно, идет о первой документально зафиксированной, но лишь разовой постановке. То, что пьеса была поставлена «благородными действующими лицами», явно говорит о любительском характере труппы. История не сохранила имен исполнителей и места проведения спектакля. Больше известно о представленной пьесе и ее авторе.
В период крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева (1773-1775) в Симбирске размещался штаб командующего правительственными войсками графа П.И.Панина. Начальником его походной канцелярии был драматург, поэт и переводчик Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), один из образованнейших людей и известнейших писателей того времени. В Симбирске М.И.Веревкин написал произведение, считающееся его лучшей пьесой, – комедию «Точь-в-точь». Сначала она называлась «Пугачев Емелька». В основу пьесы положены местные материалы. Автор описывал события, происходившие в Симбирске осенью 1774 года, настроения в обществе, реальных жителей города. По словам Вяземского «пьеса осмеивала некоторых из симбирских лиц и была представлена в их присутствии».
Пьесу тогда запретила цензура, и она была опубликована лишь в 1785 году под названием «Точь-в-точь. Комедия, сочиненная в Симбирске». Так что жителям города, присутствовавшим на спектакле, повезло: они смогли увидеть произведение, ставшее доступным другим театралам России десятилетием позже.
Большое влияние на зарождающееся театральное искусство в Симбирске оказал Никита Афанасьевич Бекетов (1729-1794) – сын симбирского воеводы, дядя поэта И.И.Дмитриева, впоследствии астраханский генерал-губернатор. «Первый лицедей» и писатель из симбирян, он, кроме литературных трудов, прославился блестящим участием в петербургских Сумароковских спектаклях. Свое увлечение театром Бекетов передал многочисленной родне: Дурасовым, Пашковым, Колицким, и тем, безусловно, немало поспособствовал возникновению симбирского театра.
Первые профессиональные театры в Симбирске, как и во всей России, были частными, крепостными. Первопроходцем театрального дела стал крупнейший землевладелец Николай Алексеевич Дурасов, родственник Н.А.Бекетова. Представления его симбирской труппы регулярно шли с 1780 года, а всего Дурасову принадлежало 4 крепостных театра: в Симбирске, селах Архангельском и Никольском-на-Черемшане и в подмосковном Люблино. На все Поволжье был известен театр Дурасова в Архангельском (Репьевке). На представления, сопровождаемые хором и оркестром, собиралось все окрестное дворянство.
Следует заметить: уровень дурасовских постановок выгодно отличался от большинства крепостных театров, рассчитанных на непритязательные вкусы владельцев. Так, обучением его московской труппы занимался выдающийся актер П.А.Плавильщиков; ставилась классика: Шиллер, Реньяр и др., а в случае успеха постановки переносились в публичные театры. Вероятно, обученные Плавильщиковым актеры пополняли и симбирскую труппу.
Разумеется, посещать спектакли могли лишь приглашенные хозяином гости из числа верхов общества.
Почти одновременно с театром Дурасова в Симбирске возникли еще две крепостные труппы помещиков Татищева и Ермолова; по словам М.И.Пыляева: «обе труппы незамечательные». К тому же времени относится существование крепостного театра князя Грузинского в Алатырском уезде, ставившего пышные, но малохудожественные «пасторали» местного «сочинителя Семена Титыча». Несколько позднее появилась труппа А.Е.Столыпина, прадеда М.Ю.Лермонтова, выдвинувшая на московскую сцену таких известных актеров, как В.Б.Новикова (Варенька Столыпина), Кураев, Касаткин, Соколов, Репин, Носова и др.
А.Х.Бенкендорф, рассказывая в своих мемуарах о путешествии по России в составе экспедиции генерала Спренгпортена (1802-1803), при описании Симбирска нашел достойным упоминания лишь крепостной театр:
«Мы… остановились в Симбирске, где наш молодец-генерал всецело отдался своей любви, а мы умирали от скуки.
Единственным развлечением была поездка к одному очень богатому и утонченному дворянину, чье имя я забыл, он имел фабрики, конный завод и очаровательную усадьбу. Желая продемонстрировать все жанры своего театра, он в течение трех дней дал для нас три спектакля: оперу, комедию и трагедию, не считая концертов, которыми он нас потчевал за ужином и обедом. Кто устоит перед обаянием крепостного театра! Исполненный чувств отзывчивого на красоту зрителя, я уже было направил весь их пыл, перераставший во вполне земные желания, на его оперную примадонну, но как только она дала понять, что готова ответить на мой призыв своей благодарностью, бедняжка немедленно была наказана кнутом на конюшне, и я уже старательно избегал навлечь на ее очаровательную спину повторное наказание» (по материалам nasledie-rus.ru).
Вряд ли в этом отрывке говорится о симбирском театре Н.А.Дурасова, к тому времени уже прекратившем свое существование в качестве частного. В 1785 году владелец передал театр городу (дворянству?), и с этого времени он стал публичным. Этот год и принят за дату образования симбирского общественного театра. В «Записках» И.А.Второва, в описании постановки в 1804 г. «на городском театре» спектакля любительского кружка А.И.Жадовской, говорится: «Публика съехалась и заняла все места. Ложи были в два яруса, партер и раек заполнены зрителями…».
Где же находился первый симбирский театр: сначала частный, а потом городской? Тут, видимо, полной ясности нет. Ж.А.Трофимов («Страницы истории симбирского театра», 1994) пишет, что представления труппы Дурасова шли «в громадном двухэтажном каменном особняке… находившемся в Троицком (ныне Краснознаменном) переулке», позже подаренном Дворянскому собранию. Речь идет о дворце Мясниковых-Пустынниковых, предков Дурасова: https://pp.userapi.com/c841128/v841128330/1546/RdEsK0.. . Там, по мнению историка, и помещался крепостной театр, ставший позже общественным. В этом доме, унаследованном Н.А.Дурасовым, действительно одно время размещалось Дворянское собрание, но позже, в период строительства нового здания, в 1838-1846 гг. (даты передачи Дурасовым этого здания дворянству встречать не доводилось).
Н.А.Державин (1928) писал: «Дом Дурасова, в котором помещался его театр, около 1785 г. перешел в собственность дворянства, а в следующем 1786 году в нем было открыто главное народное училище. В этом, дважды потом перестроенном доме впоследствии помещалась мужская классическая гимназия…». Это более правдоподобно. В конце 18 – начале 19 вв. в здании главного народного училища (позже гимназии), перестроенном в 1790 г. по проекту И.П.Тоскани (https://pp.userapi.com/c637518/v637518330/4e8bf/CEnh5.. ), действительно размещалось Дворянское собрание и другие учреждения. Впрочем, Н.А.Державин не исключает, что первый публичный театр все же мог разместиться в Троицком переулке Ведь вряд ли в одном доме могли находиться народное училище и театр, а после открытия в 1809 году гимназии об этом и речи быть не могло (к чему еще вернемся).
Путаница же, вероятно, возникла из-за того, что Н.А.Дурасов пожертвовал на общественные нужды два больших дома. В «Симбирском сборнике» 1868 года о нем говорится: «Для театра употреблял свой дом в Симбирске (принадлежащий ныне гимназии), а другой, самый красивый и обширный [в Троицком переулке], где гостила в 1767 г. Екатерина II, подарил Симбирскому дворянству, в нем были собрания до времени выстройки нового дома». Итак, если о месте нахождения крепостного театра Дурасова можно судить достаточно определенно, то о расположении первого городского театра – лишь предположительно.
На сцене симбирского публичного театра поначалу выступали крепостные труппы, а также актеры-любители. Был известен сценический кружок под руководством Аграфены Ивановны Жадовской и ее отца – симбирского помещика. Современник писал об их домашнем театре: «Семейство Жадовских состояло из театралов: сам он был большой любитель и хороший актер, а дочь его – не только отличная актриса, лучше которой, по словам Второва, не было в Москве и Петербурге, но и писательница». Членом кружка Жадовских был, в частности, сын губернатора П.В.Сушков. Дочери владельца крепостного театра А.Е.Столыпина также «изволили занимать высокие амплуа в трагических пьесах», причем играли вместе с крепостными актерами. В «Записках» И.А.Второва говорится, что уже в 1793 году в симбирском театре были «народные» – дешевые места; а с приобретением Симбирском в 1796 году статуса губернского города театр прочно вошел в городской быт.
Представители небольшого кружка разночинцев-интеллигентов: Н.М.Веревкин, И.А.Второв, Цветков, Иванов и др. сначала участвовали в спектаклях Жадовской, а в 1817 году организовали свой театр в здании гимназии. Об этом стало известно попечителю Казанского учебного округа М.Л.Магницкому, который распорядился «убрать сцену из зала гимназии и прекратить самые представления». Не помогла просьба директора гимназии, поддержанная дворянством. Магницкий отвечал: «Я не признаю приличным образование юношества помощью театра… В рассуждении же допущения в гимназию настоящих артистов нахожу сие еще менее приличным».
Известно, что в 1820-х гг. в симбирском театре работала саратовская труппа, участником которой был «виртуоз русской песни» Николай Григорьевич Цыганов. При содействии заметившего его в Симбирске писателя М.Н.Загоскина Цыганов попал в труппу Малого театра в Москве, где приобрел всероссийскую известность.
Ну, и очень кратко о последующей, более известной и многократно описанной истории симбирской сцены. В 1830-х гг. в городе появилось первое здание, построенное специально для театра. По писанию П.Л.Мартынова, это был «простой дощатый сарай; внутри он был обит войлоком, и на зиму ставились, для отапливания его, железные печи. … В театре был один ярус лож, и только три ряда кресел, цена которым была одинаковая; за креслами следовали: места за креслами, потом „партер”, и, наконец, галерея…». Театр находился на углу Бараньей слободки (верхняя часть ул.Минаева) и Александровской площади. Расположение его близ общественного Александровского сада способствовало привлечению публики. Постоянной труппы не имелось; выступали либо артисты, набираемые на один сезон, либо заезжие гастролеры.
В 1846 г. был построен новый деревянный театр на Большой Саратовской (Гончарова) улице (фото 1), примерно на пересечении с улицей Лисиной (К.Либкнехта). Верхняя часть нынешней улицы Минаева позже именовалась Театральной. Губернский предводитель дворянства М.М.Наумов вложил в строительство 6 тысяч руб., а готовый театр подарил кондитеру А.М.Слепневу, завзятому театралу. Театр вмещал 400 зрителей, отличаясь продуманной планировкой и неплохим убранством. Билеты в партер стоили 1-2 рубля, стоячие места на галерке – 30 коп. Об игре актеров весьма похвально отзывался писатель В.А.Соллогуб, а вот И.А.Гончаров в адрес симбирского театра высказывался нелицеприятно. Между тем, здесь начиналась сценическая карьера Пелагеи Стрепетовой, считается, что в симбирском театре дебютировал В.Н.Андреев-Бурлак. И других имен, как всероссийской, так и местной известности, можно назвать немало.
Благополучно пережив большой пожар 1864 года, театр постепенно обветшал и пришел в упадок. Еще в 1869 г. комиссия установила непригодность его для представлений, но и впоследствии, переходя из рук в руки, театр не был окончательно отремонтирован и, наконец, в 1879-м продан на слом.
К этому времени на Спасской улице отставным штабс-капитаном Митрофаном Федоровичем Прянишниковым было построено каменное здание театра, вмещавшее также гостиницу и ресторан. Прянишников вложил в строительство все свои (вернее, жены) средства: 110 тысяч руб. Рассчитанный на 1000 мест, театр считался одним из лучших в губернских городах. Первое представление в новом театре состоялось 23 ноября 1879 года, ставилась комедия А.Н.Островского «Бедность не порок». В 1881 году Прянишников продал театр купцу Василию Матвеевичу Булычеву, последующей владелицей была его вдова Дарья Семеновна Булычева, а театр в городе именовали «Булычевским».
Использованы материалы: «Симбирский сборник», 1868; П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования» (Симбирск, 1898); Н.А.Державин «Огни Ульяновской рампы. 1780-1926» («Краеведческий сборник», Ульяновск, 1928); К.А.Селиванов «Литературные места Ульяновской области» (Приволжское книжное изд-во, 1969); Ж.А.Трофимов «Страницы истории симбирского театра» (Ульяновск, 1994) и др.

__________________________________

Деревянный театр А.М.Слепнева.
Фото А.Баха, 1867 год.
(С.Л.Сытин, «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 1999).

Проект на постройку в Симбирске здания театра М.Ф.Прянишникова, 1879 г. (Ж.А.Трофимов «Симбирск и симбиряне», Ульяновск, 1997).

Вид на Троицкую гостиницу и городской театр с Соборной площади.
1) Около 1912 г. («Историко-архитектурные памятники Симбирска – Ульяновска», Ульяновск, ГИМЗ, 2006).
2) С открытки.

Вид на театр и гостиницу со Спасской улицы (1911 год, после пожара).
Журнал «Мономах» 2011-4.

Вид на театр и гостиницу со Спасской улицы.
Открытки.

Вид на театр и гостиницу со Спасской улицы.
Открытка.

Вид на театр и гостиницу со стороны Спасского монастыря.
(Ж.А.Трофимов «Страницы истории Симбирского театра», Ульяновск, 1994)