Предстоящее принятие закона о переходе на прямые договоры поставки коммунальных ресурсов, которые жильцы будут заключать с ресурсниками, создает ситуацию, когда надобность в управляющих компаниях (УК) сама собой отпадает.

Именно потому, вероятно, ульяновское чиновничество и выступило не так давно против этого законопроекта, поскольку печется главным образом об УК и только потом – о жильцах, хотя должно бы быть наоборот. Законопроект по сути возвращает ЖКХ в период до 2005 года, когда в действие был введен нынешний Жилищный кодекс. До того обслуживанием жилых домов занимались муниципальные жилищно-эксплуатационные конторы или управления (ЖЭКи или ЖЭУ), расположенные по территориальному принципу, что для жильцов было удобно. А за коммунальные ресурсы они расплачивались напрямую с поставщиками – по договорам, действовавшим по умолчанию.

Но в какой-то момент олигархи, стоящие за поставщиками, решили, вероятно, что иметь дело отдельно с каждым жильцом муторно и нужен бы сборщик платежей, который их им кучей и перечислял бы. За плату, разумеется, называемую платой за управление жилищным фондом. Так, думаю, стараниями полпреда олигархов – партии «Единая Россия» – и появился новый Жилищный кодекс с конструкцией, в которую было встроено лишнее звено в лице управляющих компаний.

Со временем, однако, конструкция пошла наперекосяк: УК в роли ордынских сборщиков дани начали эту дань сначала придерживать, а потом и вовсе куда-то ее уводить, и часть платы жильцов за коммунальные ресурсы к поставщикам попадать перестала. Когда сумма долгов приблизилась по стране к триллиону, а банкротившиеся управленцы ударялись оземь и появлялись на рынке под новыми названиями, власть решила, что надо что-то делать. Например, ввести эти прямые договора, чтобы деньги жильцов поступали сразу на счета ресурсоснабжающих организаций. В случае появления у кого-либо из жильцов задолженности проблемы возникнут только с этим жильцом, весь же дом трясти не будет. Надо сказать, что ныне действующий порядок заключения управляющими компаниями договоров поставки ресурсов в дома вообще не легитимен, поскольку ни персонал УК как физлица, ни УК как юрлицо потребителями этих ресурсов не являются, и такой договор ничтожен.

По идее, договор поставщика с домом как единым объектом хозяйственных отношений должен представлять собой документ, подписанный с одной стороны поставщиком, а с другой – всеми жильцами дома, что на практике осуществить невозможно. И не случайно в советское время действовал порядок, при котором, если ресурс проведен в квартиру, это означало, что договор по факту заключен. И жильцы потребленный ресурс обязаны были оплачивать. К этому порядку фактически и задумали снова вернуться. И это будет правильно, но не в половинчатом варианте. Как неоднократно уже писал «СК», жилые дома не нуждаются ни в каком управлении, это не караваны в пустыне, хотя пустыня все больше и налицо, – нуждаются дома в содержании. Осуществляться оно должно вышеупомянутыми ЖЭУ и ЖЭКами, причем строго по территориальному принципу, а не так, как сегодня, с УК, забравшимися куда-нибудь к черту на кулички, подальше от жильцов, и обставившимися так называемыми многоканальными телефонами, чтобы к ним и дозвониться не могли.

Помимо текущего обслуживания, осуществляемого ЖЭУ и ЖЭКами, жильцы должны иметь доступ к аварийным службам, и нужда в УК устремится к нулю. Обслуживание же и сейчас производится, как выясняется, все теми же ЖЭУ и ЖЭКами, но не по вызовам жильцов, а по договорам с УК, и получают за обслуживание они меньше денег, чем могли бы, поскольку часть их оседает у управленцев. Министр ЖКХ России Михаил Мень признал на днях, что с принятием закона о прямых договорах до трети управляющих организаций с рынка уйдет. Но должны уйти, на мой взгляд, все 100 процентов, чтобы система взаимоотношений в этой сфере стала более-менее прозрачной.

Василий МЕЛЬНИК