Член Совета федерации РФ, миллиардер Сулейман Керимов отправился 20 ноября во Францию, где прямо в аэропорту был задержан полицией, что у нас тут же назвали «атакой на Россию».

Керимову предъявили обвинение в неуплате налогов на территории Франции и в отмывании денег. И как мило ведь все это звучит: российский сенатор Сулейман Керимов арестован в Ницце по подозрению в противоправной деятельности на территории Франции, где у него счета, недвижимость, бизнес и прочие активы. Еще раз: российский сенатор преступил правовые нормы, находясь под французской юрисдикцией! Как вообще возможно быть членом высшего органа законодательной власти Российской Федерации и одновременно находиться под французской юрисдикцией? Оказывается, возможно.

Сулейман Керимов – из тех, кто ураганил в «лихие 90-е». В 1995 году, в 29 лет, он уже помощник генерального директора по экономическим вопросам одного из дагестанских предприятий. Еще раньше это предприятие совместно с партнерами учредило банк в Москве, куда Керимов отправляется представлять интересы своего завода, где и разворачивается во всю ширь. Стартовой площадкой его взлета стала фирма «Нафта-Москва», пакет акций которой он купил в 1999 году. «Нафта-Москва» в свою очередь к 2007 году стала владельцем 4,25 процента акций «Газпрома» и 5,6 процента акций «Сбербанка». В 2008 году Керимов вышел из акционерного капитала обеих этих компаний и продолжил сколачивать пакеты в самых разных сферах и их продавать. Среди побывавших в его руках были акции крупнейшего застройщика России, группы компаний «ПИК», компании «Полюс Золото», компании «Уралкалий». Одновременно Керимов вкладывает деньги в зарубежные финансовые корпорации «Морган Стенли», «Голдман Сакс», «Дойче Банк», «Кредит Сьюзи», в футбольный клуб «Анжи» и проч.

С1999 года Сулейман Керимов еще и законодатель России. По 2007 год он два срока подряд был депутатом Госдумы от ЛДПР, а с 2008-го и по сей день – сенатор. Не успела полиция Ниццы Керимова задержать, как МИД России направило во Францию ноту протеста, заявив, что сенатор обладает дипломатический неприкосновенностью, задержан в нарушение Венской конвенции (и о конвенции сразу вспомнили!) и должен быть немедленно освобожден. Это как у Владимира Высоцкого, иначе «я ж такое вам устрою, я ж такое вам устрою! Друга Мишку не забуду – и вас в землю всех зарою!». Но французы в ответ, указав косвенно на плохое знание нашими норм международного права, сообщили, что дипломатическая неприкосновенность имеет место лишь в случаях, когда лицо находится в деловой поездке (по линии Совета Федерации. – «СК»), Керимов же прибыл в Ниццу частным порядком, поэтому действия полиции по отношению к нему были безупречными.

В Ницце, что на Лазурном берегу, у Керимова, вероятно, гнездо (одно из многих по миру), вилла, автомобили, прислуга, яхта – все на случай, если сенатору после трудов праведных и российских слякоти и холодрыги потребуется отдых под южным солнцем и на изумрудно-голубых волнах. Руководство западных стран до поры до времени смотрело на эти капризы и шалости сквозь пальцы. Пока Москву черт не дернул полезть зачем-то в Крым, Донбасс и Сирию. И вот сегодня присмотрелись к Керимову. Голосовал за «Закон подлецов», запретивший иностранцам усыновлять российских сирот (в качестве «симметричного» ответа на западные санкции за убийство в московском СИЗО юриста Сергея Магнитского)? Наверняка голосовал. Голосовал в 2014 году за ввод российских войск в Украину? Насколько помнится, Совет Федерации проголосовал тогда за это единогласно, значит, и Керимов тоже. И хоть формально наших войск там нет, но есть страшнейший коллапс в центре Европы, есть тысячи убитых и раненых в Донбассе, есть жуткая разруха там, есть миллионы беженцев оттуда – одни к нам, другие – в Европу. Голосовал за присоединение к России уведенного из Украины Крыма? А как же!

Тогда посмотрим, что у тебя, уважаемый, с налогами и отмыванием денег. Мы и раньше, конечно, смотрели, но теперь взглянем повнимательней. А Керимов-то со всем этим поступал у них, скорее всего, так же, как и в России, где никто не посмеет проверять карманы у столь верного патриота, как он, поддержавшего все решения, которые властям нужны были.

Думав, и там не посмеют, но они посмели. Теперь посмеют и с другими. И с Валентиной Матвиенко посмеют, если она тоже пожалует к ним на Лазурный берег бока свои холеные понежить. И к миллионам ее повнимательней присмотрятся. И к миллиардам ее сыновей. В общем, вытирать о европейские ценности и международное право ноги и одновременно вкушать их блага, наверное, уже не получится. И в Крым теперь осталось, господа, в Крым, и больше никуда. Через Керченскую переправу, а когда ее штормит, надо будет вплавь или ждать на берегу.

Керимова суд Ниццы выпустил под залог, отобрав российский паспорт и обязав приходить в полицейский участок отмечаться, пока идет следствие по его делу. А может, кстати, это такой хитрый восточный ход: поняв, что отсюда пора валить, перелететь во Францию и сдаться. Ну расследуют, найдут недоимки, он покается, заплатит и недоимки, и штраф и заживет вольной птицей. И про Валентину Ивановну Матвиенко заодно уж им все расскажет. И про других тоже, знает-то, небось, побольше, чем следаки из Ниццы. Может, и потому еще Москве так хочется выцарапать Керимова из рук французского правосудия?

Андрей СЕМЕНОВ