У РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ СВОИ УВЛЕЧЕНИЯ. КТО-ТО СО ВСЕЙ СТРАСТЬЮ ОТДАЕТСЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ, КТО-ТО ЖИТЬ НЕ МОЖЕТ БЕЗ САДА И ОГОРОДА. А ДЛЯ ЖИТЕЛЯ ЗАВОЛЖСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКА СЕРГЕЯ БЕЛОВА ЛЮБОВЬЮ ВСЕЙ ЖИЗНИ СТАЛ МОТОСПОРТ. И СЕГОДНЯ, В СВОИ БЕЗ МАЛОГО 60 ЛЕТ, ОН ПО-ПРЕЖНЕМУ В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ И РЕГУЛЯРНО ВЫСТУПАЕТ НА ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ.
Долгие годы мотокросс в Ульяновске пребывал в состоянии забвения. Оно и неудивительно, любой технический вид спорта – дорогое удовольствие, вдобавок требующее специальной трассы и большой организационной работы. Лишь весной 2013-го в живописном месте близ парка 40-летия ВЛКСМ на Верхней Террасе была создана современная трасса. Теперь там регулярно проводятся соревнования и тренируются ульяновские кроссмены. И наша встреча с Сергеем Беловым тоже состоялась именно там.

ВСПОМИНАЯ ДОСААФ
Сегодня, глядя на Сергея Белова, облаченного в яркий комбинезон, оседлавшего мощную «Ямаху», сложно поверить, что свою гоночную карьеру он начинал на стареньком «Восходе», который в буквальном смысле собрал сам. Впрочем, многие спортсмены в 70-е годы стартовали так же.

– В секции ДОСААФ мне дали раму с колесами, – рассказывает ветеран. – Тогда ведь технику не продавали, поднимался гонщик выше – его старый мотоцикл доставался новичку. Приволок я это все домой, собрал и впервые выехал на трассу. Стоял 1974 год.

Год спустя в ульяновскую секцию впервые поставили легендарные чешские мотоциклы «ЧЗ». Тогда они казались верхом совершенства и доверяли их только самым лучшим спортсменам. На таком аппарате, с мотором в 125 кубических сантиметров, Белов гонял до самой армии.

– Служить мне довелось на флоте, – продолжает гонщик. – И вот как-то шел вдоль дороги, а мимо промчался грузовик с мотоциклами в кузове. Так я узнал, что в округе есть своя секция, записался туда и снова продолжил гоняться.

Отслужив, Сергей вернулся в родную секцию. Но в 1981 году произошла авария, едва не перечеркнувшая всю жизнь. Спортсмена сбила машина, когда он возвращался на мотоцикле домой. Результат – переломанная нога и оставшийся на всю жизнь шрам на щеке. Но парень не сдался и уже спустя несколько месяцев вновь выступал в состязаниях, боролся за призовые места и побеждал.

– Недавно решил посчитать, сколько у меня грамот, и сбился, – смеется Сергей Николаевич. – Только в 1984 году я исколесил весь СССР, гонялся в Казани, Прибалтике, Махачкале. Тогда же стал мастером спорта.

Соревновались тогда не ради призов – они были скромными. Зато были невероятный спортивный подъем и воля к победе.

НА ЭНТУЗИАЗМЕ
Начало 90-х положило конец эпохе советского спорта. Закрылись секции, исчезли многочисленные региональные и республиканские соревнования. Белову пришлось надолго отойти от гонок, но желание вновь сесть в седло кроссового мотоцикла пересилило. И в 1997 году он вновь вышел на старт, уже на собственной технике – 250-кубовой «Хонде». С тех пор спортсмен старается не пропускать ни одного сезона, участвовать минимум в двух-трех гонках чемпионата страны среди ветеранов.

Удовольствие это дорогое – на запасные части, экипировку и переезды уходит более 300 тысяч рублей в год. Но завершать карьеру Сергей Николаевич не собирается.

– Бывает, съедутся на гонки ветераны, – рассказывает спортсмен, – один уже еле ходит, жалуется, что болит все. А сядет в седло, и давай газовать! Просто на глазах молодеет, какая сила пробуждается. На голом энтузиазме выступают. У одного спортсмена из Воронежа на машине не работает стартер, чтобы поехать, он вынужден ставить ее на спуске, заводить с толкача. Все в мотоцикл уходит. И все же продолжает выступать.

Благодаря такому энтузиазму гонщики и построили себе трассу в Заволжье. Сами следят за ней и стараются минимум два-три раза в неделю выбираться на тренировки. Молодые спортсмены уверяют, что, несмотря на возраст, Белов еще способен дать фору многим. А он сам уже наметил себе участие в гонках в нескольких городах, в том числе, конечно, в Ульяновске. Семья спортсмена давно смирилась с его образом жизни и радуется его успехам.

– Кто ни разу не садился в седло, не поймет чувств мотоциклиста, – делится Сергей Николаевич. – Это ощущение полета, когда окручиваешь ручку газа, вибрация мотора, бьющегося под тобой, как сердце разгоряченного жеребца. Ты сливаешься со стальным конем в единое целое, контролируешь каждое его движение. Все проблемы исчезают, впереди только трасса, головокружительные серпантины и спуски, повороты и вот он – волнующий финиш. Ради этого стоит жить.