Ровно 30 лет жители центральной части города не знали, что живут в зоне мощной радиации.

УЛЬЯНОВСК – МАЛЕНЬКИЙ ЧЕРНОБЫЛЬ
В 1962 году на Ульяновском приборостроительном заводе возник крупный пожар. Полностью выгорели несколько цехов, в том числе по производству приборов ночного видения для авиации, в изготовлении которых используются радиоактивные вещества. В ходе зачистки территории от последствий пожара весь шлам (золу), которого, как утверждают очевидцы, набралось не меньше 70 мешков, вывезли в Соловьев овраг между улицами Карла Маркса и Урицкого. Благо место тогда было достаточно пустынное и полностью отсутствовали какие-либо постройки.

О радиоактивном загрязнении не было и речи: власти молчали, а население пребывало в полном неведении. Впоследствии возле оврага стал появляться самострой. На строительство жилья шел радиоактивный шлак, который замешивали в раствор. Только много лет спустя выяснилось, что такие дома «светятся». Эти же отходы пускали на прокладку тротуаров в Ленинском районе.

Ровно 30 лет жители этой части города даже и не подозревали, что живут фактически в зоне радиоактивного заражения. Этот факт стал известен, можно сказать, случайно, точнее, «благодаря» Чернобыльской катастрофе 1986 года. После которой в Советском Союзе была разработана и вступила в действие программа обследования территорий, на которых считалось вполне вероятным выпадение чернобыльских осадков. Ульяновская область благодаря во многом усилиям местных экологов попала в список таких территорий. Таким образом, в 1992 году в Ульяновске объявилась радиационная разведка. Следов Чернобыльской аварии не обнаружили, а вот Соловьев овраг «засветили», и этот факт стал достоянием гласности. Более того, была получена полная картина радиационного загрязнения не только города, но и других мест региона. Непосредственно в Соловьевом овраге площадь загрязнения оказалась внушительной – до 4 километров в длину и 1 километра в ширину. При этом уровень излучения в иных местах доходил до 3 тысяч микрорентген в час. Для сравнения: естественный радиационный фон не должен превышать 20 микрорентген в час, допустимый – 60 микрорентген. Администрация Ленинского района на начальном этапе пробовала выставлять аншлаги, обозначать опасные места предупреждающими знаками, проводила разъяснительную работу, мол, туда, показывала пальцем в сторону оврага, не ходите, нельзя. Пыталась объяснить, что в овраге выявлены три участка с аномальным уровнем радиации и что к ним на пушечный выстрел подходить нельзя.

Куда там! Жители «светящихся» домов плевать хотели на все запреты: продолжали строительство, сажали огороды, срывали аншлаги, разрешали своим детям кататься на горках в запретной зоне. Не отставал и город. В упор к оврагу появились механизированная колонна и гаражно-строительный кооператив. Человеческой беспечности не было предела. Звучали даже требования: поскольку, мол, мы в опасной зоне, снижайте нам налоги!

СПАСАЙСЯ КТО МОЖЕТ!
Все это время городские власти пробовали как-то решить проблемы: создавались некие комиссии, проводились местечковые исследования. Установлено было, например, что радиация в овраге «кочует». Причиной тому рельеф местности, оползни, грунтовые и талые воды, и данные мониторингов по этой причине быстро устаревают. В конце концов остановились на том, что наиболее опасные участки надо полностью дезактивировать, говоря иначе, изъять источники радиации и захоронить их в могильниках Димитровградского НИИ атомных реакторов.

И работа вроде бы закипела. Убрали грунт из мест наибольшего радиационного загрязнения, провели дезактивацию нескольких жилых домов, один из которых даже снесли. Но запала хватило ненадолго. Кончились деньги, и дезактивацию быстренько свернули, чтобы к ней больше не возвращаться. Правда, провели в 2000 году несколько замеров радиоактивности, которые показали, что три аномальных участка с предельным уровнем радиации в овраге все-таки остались. Но о них постарались поскорее забыть. Сразу скажем, из этого ничего не получилось. Федеральный центр уже держал ситуацию в Ульяновске на контроле.

ЗАХОТЕЛИ – СДЕЛАЛИ
Не подлежало даже обсуждению, что решить проблему собственными силами регион оказался не в состоянии. И губернатор Сергей Морозов, и правительство области хорошо понимали, что есть только один выход – «продавить» вопрос на федеральном уровне. Но не в одиночку. К решению проблемы подключили представителя ЗСО Ульяновской области в Совете Федерации сенатора Сергея Рябухина. В 2015 году в рамках мероприятий по реабилитации территории Соловьева оврага Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» и правительство Ульяновской области заключили Соглашение о координации совместной деятельности по вопросам обеспечения радиационной безопасности на территории региона. А уже на следующий год по заявке области территория оврага была включена в федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности».

Сразу же отметим, что все работы проводило предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» по заказу Госкорпорации «Росатом». Их стоимость составила около 6 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета. Из Нижнего Новгорода доставили специальную технику, прибыли эксперты, и работа закипела. Как сегодня поясняет главный инженер Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» РосРАО» Эдуард Сустретов, подготовительные работы в овраге начались в прошлом году. Начальным этапом была очистка территории от строительного мусора. Потом настала очередь бурения шурфов для более точного определения границ загрязненной территории.

Непосредственно дезактивация началась 10 июля нынешнего года. Предстояло полностью собрать радиоактивный грунт, погрузить его в плотные мешки, затем в специальные контейнеры и отправить на долговременное хранение за пределы области. Дождливая погода лета 2017 года держала под угрозой срыва сроки выполнения работ. Но остановить их так и не смогла. Было вывезено 22 кубометра радиоактивных отходов 4-го класса. Котлованы засыпали чистым грунтом. После этого городская комиссия подписала соответствующий акт. Практически в центре Ульяновска введено в оборот 32 гектара теперь уже чистой земли.

В первой декаде ноября на территории Соловьева оврага побывали сенатор Сергей Рябухин и представители филиала «Приволжский территориальный округ» РосРАО». Эксперты замерили уровень радиации, он оказался в норме. Сенатор пояснил, что сегодня наступает другой этап. Предстоит навести полный порядок: убрать завалы из плит, бетона и грязи, предотвратить возникновение стихийной свалки, короче говоря, благоустроить очищенную от радиоактивных отходов территорию. Это задача города и ничья более.

В этот же день состоялось совещание аграрного комитета ЗСО. Его председатель Виктор Антипов подвел черту: «Работа по дезактивации Соловьева оврага в Ульяновске завершена». Депутаты обсудили тему дальнейшего использования обеззараженного участка. Прозвучало предложение построить на этом месте большой спортивный комплекс. А почему бы и нет? Нельзя же в самом деле допустить, чтобы из радиационной свалки Соловьев овраг стал свалкой коммунальной, а такие поползновения уже есть. Вопрос обязательно рассмотрят, но теперь уже в будущем году.