В понедельник жители регионов России столкнулись с неожиданной сложностью: при расчете в магазинах с помощью карточек Сбербанка операция не выполнялась, а деньги списывались.
Сколько людей пострадали из-за ошибочного списания средств – не уточняется. Наверняка, немало, если учесть, что сейчас все больше магазинов переходят на безналичный расчет, а людям удобно пользоваться карточками. Тем более что сложности возникли при «операциях на терминалах в торговых сетях» – то есть в самых посещаемых магазинах. Говорилось также о том, что со сложностями могут столкнуться клиенты и других банков, которые проводят транзакции через терминалы Сбербанка.
Более того, в Сбербанке так и не смогли объяснить причину неполадок. То есть проблема есть, люди остались без денег, а почему так происходит – никто не понимает.
Сбой произошел не впервые – в конце ноября Сбербанк также сообщал о проблемах при оплате картами в торговых точках, через интернет и в банкоматах – тогда речь шла только об отказе в покупках.
Несмотря на то, что в этой ситуации списывают все на технический сбой, который будет устранен, некоторые замечают, что вообще-то банк получил массовый приток финансов в свои системы. Деньги, конечно, вернут, но доверие подорвано, и мысли о том, что все вышло не случайно, закрадываются.
Более того, такой сбой выглядит попыткой заставить тех, кто до сих пор не подключил услугу оповещений, все-таки сделать это: так легче всего отследить, все ли финансы пришли, сколько денег забрали и т.д. Услуга платная – 30 рублей в месяц. И приносит, надо полагать, банку немалые деньги с учетом массовости использования карточек именно этой кредитной организации. Речь в этом случае идет в первую очередь о людях в возрасте, которые просто не привыкли пользоваться телефонами и смартфонами для отслеживания своих финансов.
Особенно неприятно эта история выглядит на фоне сентябрьских проблем банка: тогда клиенты сервиса «Сбербанк Онлайн» массово стали сообщать, что дебетовые карты были без их согласия переведены в овердрафтные: разница в том, что дебетовые предназначены только для пользования личными средствами, а овердрафтные позволяют заводить кредитную историю на держателя карты. То есть фактически являются кредитными.
Сбербанк, конечно, все это опроверг: мол, по дебетовой карте больше денег, чем на ней есть, потратить нельзя. Но признал, что исключения есть – техническая задолженность. За нее, уверяли в банке, проценты не начисляются, а овердрафт по карте может разрешить только сам пользователь.
Сбои в работе отмечались и летом. Кроме того, многие клиенты предъявляли и другие претензии банку – в частности, небрежность в работе с банковской тайной. Нам в редакцию поступали жалобы и на ипотечное кредитование: заявки рассматриваются долго (хотя обещают, что в течение нескольких часов или суток), а информацию об их статусе добыть крайне сложно – нужно поймать именно того менеджера, у которого заявку оформляли. По интернету узнать невозможно, по телефону – невозможно. Подобное происходит и с некоторыми другими услугами Сбербанка: кредитная организация, которая при любом удобном случае кичится своей автоматизированностью и доступностью, с клиентами работает далеко не всегда эффективно и в интересах клиентов.
Некоторые полагают, что произошедшее ухудшение в обслуживании, которое уже подрывает доверие клиентов крупнейшего банка страны, оказалось возможным из-за монополизации рынка: за последние годы банковскую сферу покинуло множество крупных и не очень игроков, которые создавали необходимую конкурентную массу, поле оказалось расчищено для больших компаний. В Ульяновске это ощущается особенно остро: из региона ушло очень много банков, а местных кредитных организаций почти не осталось.
Причиной такого вольготного существования Сбербанка в рыночной сфере могут быть и хорошие отношения главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной и главы кредитной организации Германа Грефа, считают некоторые наблюдатели.
Степан Горин