Суд признал законным наложение Управлением ФАС по Ульяновской области штрафа на такси «Максим» в размере 100 тысяч рублей за привлечение к перевозкам водителей, которые не имели на это законного права. Несмотря на признанную судом правоту антимонопольщиков, подобные нарушения продолжаются, причем не только этим сервисом такси.

Арбитражный суд вынес постановление по этому делу 4 декабря. НП «Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб» пожаловалось на ООО «Максим-Ульяновск», которое привлекало к своей работе автомобилистов, не имевших право на перевозку пассажиров.

Само нарушение заключается в том, что такси «Максим» рассылало сообщения об имеющихся заказах водителям, которые не получали право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Компанию предупредили, что это нарушение, однако ничего не изменилось, пришлось возбуждать дело. При этом, отмечает ФАС, потребитель информировался, что услуги ему окажет такси – то есть таксистами называли тех, кто ими по сути не является.

В итоге УФАС России признало эти действия недобросовестной конкуренцией, нарушением статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» – речь идет, судя по всему, как раз о том, что таких извозчиков нельзя было называть таксистами. Штраф, наложенный на компанию, – 100 тысяч рублей.

Между тем таксистов-нелегалов уже пытались запретить – устраивались неоднократные рейды, от водителей требовали наносить на машины шашечки, регистрироваться в качестве предпринимателей. Ни к чему это в итоге так и не привело. По-прежнему все сервисы такси – не только «Максим» – пользуются услугами автомобилей без шашечек и, скорее всего, без разрешения на предпринимательскую деятельность. Более того, и о массовых проверках не слышно, хотя они проводятся и иногда показывают результаты совершенно ужасные: водители могут выезжать на маршрут в нетрезвом состоянии даже при наличии «шашечек» на машине.

Выйти из-под действия прежнего закона удалось с помощью интернета: такси зачастую заказывают по сети, с помощью смартфонов, то есть через интернет-агрегаторы. «Яндекс.Такси», Gett и другие сервисы, которые сами по себе службами такси не являются, а только предоставляют посреднические услуги между водителями и клиентами.

Теперь депутаты Госдумы надеются урегулировать и этот рынок: интернет-агрегаторы должны будут хранить данные на серверах в России, а заявки направлять только тем водителям, которые имеют разрешения на перевозку.

Кроме того, запрещается сам термин «агрегатор услуг перевозок пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси».

Санкций этот законопроект никаких пока не подразумевает – их должны прописать позже. Депутаты считают, что нужно штрафовать агрегаторы за передачу заявки «нелегалу» на сумму до 200 тысяч рублей. За установленный незаконно фонарь такси также предложено увеличить штраф – с 5 тысяч до 20 тысяч рублей.

Приведет это, скорее всего, в первую очередь к тому, что могут подорожать тарифы: часть водителей неизбежно уйдут, не желая тратиться на регистрацию в качестве ИП.

Степан Горин