В материалах о проектах реконструкции и развития Ульяновска разных лет не получается придерживаться хронологической последовательности. Собственно, и не было такой цели – в полном объеме и по порядку описать все планы, составляемые на протяжении десятилетий, их реализацию, а также то, что не удалось воплотить. Наверное, было бы интересно, но такая задача по масштабам никак не укладывается в формат коротких заметок. Да и уровень компетенции требуется совсем другой.
В предыдущих публикациях не раз шла речь о планах реконструкции города к 1970 г. и отдельных построенных тогда объектах; о конкурсных проектах 1964 года, на основе которых был составлен окончательный план; о разработке «Ленгипрогора» 1962 года – первом из проектов реконструкции Ульяновска к 100-летию В.И.Ленина и т.д. Краем глаза заглядывали и в проекты 50-х. Пока не хватает духу взяться за громадье материалов по генеральному плану 1984 года, предусматривавшему комплексное развитие города и области в 1985-90 гг. и на период до 1995 года. Тут одной короткой заметкой никак не обойтись.
Сегодня же предлагаю обратиться к первому послевоенному плану развития Ульяновска. До войны город почти не развивался. Он лишился архитектурных и смысловых доминант – соборов и церквей, в остальном же сохранял облик старого Симбирска. Из основных построенных тогда объектов можно назвать Володарские дома на ул. Л.Толстого, поселок того же завода им.Володарского в Заволжье и еще несколько зданий. Эвакуация в Ульяновск ряда предприятий и учреждений, а также связанный с этим приток населения вызвали острую нехватку жилья, административных и общественных зданий, производственных площадей, транспортные и другие проблемы. Это положение нужно было срочно исправлять.
19 сентября 1946 года Совет Министров РСФСР утвердил Генеральный план Ульяновска, разработанный архитекторами «Ленгипрогора» (В.А.Гайкович, Н.В.Кашкадамова и др.) и рассчитанный на период до 1960 года. Впоследствии план не раз корректировался и дополнялся с учетом новых факторов (создание Куйбышевского водохранилища, рост числа населения, создание новых предприятий). В те же годы были приняты постановления Совета Министров СССР о включении Ульяновска в число 43 важнейших городов страны (01.12.1947) и «О мерах по развитию г.Ульяновска в 1949-1950-х годах». Генеральный план, наряду с широким жилищным, социальным и промышленным строительством, предусматривал сохранение исторического облика центра города, как «знак памяти о родине вождя революции». В Ульяновске реализацией генплана занимались архитекторы А.И.Бросман, Е.И.Голенко, Н.Н.Медведев и другие. Ряд проектов составлялся архитекторами других городов.
Не доводилось встречать подробного описания генплана 1946 года; лишь несколько публикаций довольно общего характера. Материалы дополнены отдельными проектами и фотографиями, фрагментарно представляющими намеченные тогда планы и их реализацию в конце 1940-х – 1950-х гг.; некоторые взяты из предыдущих сюжетов и альбомов группы. Это, конечно, далеко не все. Если удастся найти более подробную информацию, к теме можно будет вернуться. А пока – две статьи из «Ульяновской правды». Первая из них была опубликована в октябре 1946 года, сразу после утверждения Генерального плана.
***
«Ульяновская правда» от 2 октября 1946 года.
БУДУЩИЙ ГОРОД УЛЬЯНОВСК
Совет министров РСФСР утвердил генеральный план города Ульяновска, разработанный архитектором В.А.Гайкович. В беседе с корреспондентом ТАСС т.Гайкович рассказал об облике будущего Ульяновска.
…В генеральном предусматривается значительное расширение городской территории за счет застройки и включения в черту города новых районов – на западе Засвияжского и на юге – Винновского…
На самой высокой точке будет центр Ульяновска, состоящий из главной городской площади – площади Ленина. Ее будут окаймлять вновь построенные здания – Дом Советов и Дворец Ленина, в котором сосредоточатся основные культурно-просветительные учреждения города: музеи, библиотека, картинная галерея, кабинет партийного просвещения. Эти здания будут доминировать над всем городом. Вокруг памятника Ленину разобьется сквер, сливающийся с бульваром Венец.
Главная магистраль города шириной 40 метров с двумя рядами газонов и деревьев запроектирована на трассе улиц Кузнецова и М.Горького [ул. Минаева до 1947 г.]. Она начнется от площади Ленина и выйдет в новый Засвияжский район. Город обогатится садами и парками, создаваемыми в жилых районах и по берегам рек Волга и Свияга. В пойме Свияги организуется городской парк культуры и отдыха с центральным стадионом и водной станцией. В центральной части города по склону реки Симбирки и Соловьева оврага будет городской сад.
Около 25 процентов населения Ульяновска будут жить в домах индивидуальной застройки. Домики расположатся на участках площадью 700-800 кв. метров. Вокруг них будут посажены фруктовые сады и разбиты огороды.
В генеральном плане предусматривается реконструкция железнодорожного узла. Вокзал Ульяновск-1 из тупикового превратится в проходной. В новом промышленном Засвияжском районе будет построена пассажирская станция. Значительной реконструкции подвергнутся подъездные пути к пристани.
Большое внимание уделено развитию коммунального хозяйства. Город будет полностью обеспечен водой, благоустроенными дорогами, городским транспортом. В новом 5-летии намечается построить трамвай, который в первую очередь свяжет центр с Засвияжским районом и вокзалом. Одновременно намечено провести большую работу по укреплению волжского берега, подверженного оползням
Ульяновск будет крупнейшим промышленным центром Поволжья, красивым благоустроенным городом на Волге.
(ТАСС)
***
Конечно, поначалу, главным образом, разрабатывались и согласовывались проекты, решались организационные и технические вопросы. Тем не менее, уже через несколько лет можно было подводить первые итоги. Они зримо воплотились в новых зданиях, меняющемся облике улиц и парков. В 1946-47 гг. главный архитектор города Е.И.Голенко разработал проекты чугунных оград, и за короткое время они были установлены на Новом Венце, бульваре улицы Гончарова и т.д. Возведены административные здания на улицах Л.Толстого (1950, А.Н.Антипов) и К.Маркса (1952, А.И.Бросман). В конце 1952 г. завершено строительство железнодорожного вокзала (М.А.Готлиб). За Свиягой, в районе автозавода, началось возведение нового жилого района. Была начата застройка улицы Автозаводской, возведено здание клуба (1951, позже он стал называться ДК «Планета»). В последующие годы масштабы и темпы строительства постоянно возрастали. Одновременно рос и сам автозавод. Расширялись другие предприятия, появлялись новые.
Ряд больших проектов находился в стадии разработки или реализации. Полным ходом велось строительство трамвайных путей (движение открыто в начале 1954 г.). В 1955-м сооружен Свияжский мост и открыта трамвайная линия в Засвияжье. В 1949 году был построен речной вокзал, но в связи с созданием Куйбышевского водохранилища потребовался новый речной порт. Работы начались в 1-ой половине 50-х. Строились дома на ул. Гончарова (В.К.Владиславлев, Н.Н.Медведев и др.). В 1956-м построен комплекс домов на пересечении улиц К.Маркса и Пищевиков (Крымова), архитектор А.И.Бросман. К концу 50-х завершено строительство здания обкома на площади Ленина (В.А.Зубин, проект 1953 г.).
Не все удалось реализовать; жизнь, как водится, корректировала планы. Многие положения генплана представляются весьма интересными. Например, массовое индивидуальное строительство с садовыми участками. Реальность же позже принесла бесконечные кварталы «хрущевок». Но главное, в конце 40-х – начале 50-х было положено начало преобразованию города, в значительной степени определившее его дальнейший облик.
Обратимся вновь к публикациям тех лет. Статья, напечатанная «Ульяновской правдой» в первый день 1953 года, по сути, и представляет собой обзор первых итогов реализации Генерального плана, а также дальнейших перспектив.
***
«Ульяновская правда» от 1 января 1953 года.
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА НАШЕГО ГОРОДА
…Мы привыкли к грандиозным масштабам коммунистического строительства и не всегда замечаем те будничные, простые дела и явления, которые нас окружают, и участниками которых мы являемся. Взять хотя бы развитие Ульяновска. С каждым годом в его хозяйстве и культуре происходят большие изменения. Город растет, строится, благоустраивается…
Наряду с расширением и строительством предприятий идет жилищно-бытовое строительство. На многих улицах города появились новые красивые здания. Среди них – административные здания современной архитектуры на улицах Л.Толстого [УВД] и К.Маркса [КГБ-ФСБ], киноконцертный зал [будущий ДК «Планета»] и гостиница [в начале ул.Автозаводской] в Засвияжье, две поликлиники, два детских сада, два магазина и т.д. Всего в истекшем году строилось 118 объектов жилищного и культурно-бытового назначения. В ближайшее время будут сданы в эксплуатацию родильный дом, школа, административное здание спиртотреста [на углу ул. 12 сентября и Ленина].
В канун нового года, 31 декабря, государственная комиссия приняла в эксплуатацию новый городской вокзал. Это здание является одним из самых красивых в Ульяновске.
Проведены большие работы по благоустройству города. … В минувшем году заасфальтировано 77 тысяч кв.метров улиц и площадей, замощена 41 тысяча кв.метров, посажено 80 тысяч деревьев и кустарников. Продолжалось строительство трамвая, сооружение железобетонного моста через р.Свиягу и выполнен ряд других работ…
Широкие перспективы развития нашего города в ближайшие годы связаны с развитием промышленности и созданием Куйбышевского водохранилища. … Строительство в Засвияжье будет вестись в направлении к реке по новой магистрали, которая свяжет правый берег Свияги с левым берегом мостом для трамвайного и автомобильного сообщения. Центральная часть города будет застраиваться многоэтажными домами. Некоторые существующие здания будут надстроены. Таким образом, многоэтажная застройка составит 70% всех зданий.
На центральной площади города – площади Ленина – будет возведено монументальное административное здание. Бровка Волжского косогора будет застроена 4-5 этажными домами. Улица Гончарова дополнится рядом новых красивых зданий. Кроме строящегося 5-этажного жилого дома, на ней будет возведен угловой 3-этажный дом школы Высшей летной подготовки на пересечении с площадью Пролетарской [бульвар Пластова]. На углу улиц Гончарова и Ленина предполагается строительство 5-этажного здания с угловой башней для городских часов. На улице К.Маркса намечено построить здание ресторана с магазином в первом этаже, на месте существующего пустыря около моста через Симбирку, и жилой 24-квартирный жилой дом завода «Главэлектроаппарат». На пересечении улиц К.Маркса и Шевченко будут возведены четыре 3-этажных здания, в т.ч. большой 100-квартирный дом.
Важнейшей стройкой в нашем городе, намеченной в директивах XIX съезда партии, является строительство Ульяновского речного порта. Это будет крупнейший на Волге пассажирский и грузовой порт, который одновременно станет портом-убежищем для судов во время штормов. Порт строится в южной части города в районе станции Ульяновск-2. Строительство порта уже развертывается. Создана специальная строительная организация, …в ее адрес прибывают машины, механизмы и материалы.
В течение 1953 года предполагается начать такие стройки, как универсальный магазин, в котором покупателей будут обслуживать 100 продавцов, и столовая на сто мест; школа на улице Пищевиков [Крымова] на 960 учащихся; лыжная станция, городская больница и ряд других объектов…
Н.Кискин, председатель исполкома Ульяновского городского Совета.
___________________

Фрагмент топографической карты Ульяновска и окрестностей 1949 года.

1-2) «Решетки набережной Венец». Архитектор Е.И.Голенко. Альбом «Решетки… г.Ульяновска», 1947. ГАУО.
2) Проект реконструкции бульвара Новый Венец. Архитектор Е.И.Голенко, 1948. ГАУО.

Административные здания УВД (А.И.Бросман, 1952) и Управления спиртотреста (1952).
1) ГИМЗ; 2) Е.И.Голенко «Ульяновск», Госстройиздат, 1956.

1-2) Железнодорожный вокзал (М.А.Готлиб, 1952). Фото 1954 г., ГАУО, ТАСС.
3) Проект Ульяновского речного вокзала. Журнал «Огонек», 1952, №17.

1-2) Проекты застройки квартала и 52-квартирного дома на улице Гончарова (№7). Архитектор В.К.Владиславлев, начало 50-х.
3) Улица Гончарова. Фото А.И.Маркелычева.

1) «Ульяновск. Жилые дома поселка при автозаводе» (проект). Архитектор Г.С.Гурьев-Гуревич, «Мосгорстройпроект».
Журнал «Архитектура и строительство», 1948, №2.
2) 1950-ые. «Народная газета» от 17.01.2013.

1) Гостиница (общежитие) в начале Автозаводской улицы. ГИМЗ.
2) Клуб (киноконцертный зал) в Засвияжье (1951), впоследствии ДК «Планета». «Народная газета» от 17.01.2013.

Проект планировки Засвияжского района (А.Корноухов, К.Васюкова).
Журнал «Архитектура СССР», 1955, №1.

1954 год. Началось строительство здания обкома; слева вверху виден недавно построенный дом на улице Гончарова (№7).
Фотоальбом «Наша Родина», М., Географгиз, 1957.

Проект планировки и застройки центральной части Ульяновска. Архитекторы Х.Бутусов, М.Комаров, «Мосгипрогор».
Журнал «Архитектура СССР», 1959, №4.