Потеря доброй половины урожая подсолнечника оказалась для АПК Ульяновской области ударом под дых. Он устоял, потому что все другие показатели оказались высокими, а по иным позициям и рекордными, хотя вопросов хватает и здесь.

ПОЧТИ ПЕРВЫЕ
Начнем с общей посевной площади. В нынешнем году она составила во всех категориях хозяйств 1 миллион 25 тысяч гектаров. Такого у нас не было с 2002 года. Неудивительно после этого, что аграрии региона с превышением выполнили целевой показатель Соглашения с Минсельхозом России по посевной площади под зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами.

Расширению посевных площадей в немалой степени способствовало обновление крестьянами парка техники. Только за 9 месяцев уходящего года хозяйства области приобрели 471 единицу техники и оборудования на 855,8 миллиона рублей. Это больше, чем за весь 2016 год, когда было приобретено 389 единиц.

Соответственно этому в области увеличилось число «стотысячников». В Мелекесском районе валовое производство зерна составило 218,6, Цильнинском – 187,4, Чердаклинском – 177,4, Майнском – 144,3, Ульяновском – 139,6, Старомайнском – 100,1 тысячи тонн.

О Старомайнском районе особый разговор. Впервые за долгие годы район достиг намолота в 100 тысяч тонн. Последний его рекорд был в 1992 году, когда намолот зерновых составил 118 тысяч.

Нельзя умолчать еще об одном рекорде. В регионе получена наивысшая урожайность зерновых культур за всю историю области – 29,5 центнера с гектара. Предыдущий рекорд относится к 1973 году, когда было получено 24,5 центнера с гектара. В послесоветский период наивысшая урожайность отмечалась в 2011-м – 22,8 центнера. Наивысшей урожайности добились аграрии Чердаклинского района – 37,1, Новомалыклинского – 37,0, Новоспасского – 36,3 центнера с гектара. Неплохие результаты показали Старомайнский, Ульяновский и Кузоватовский районы.

Ульяновская область вошла в пятерку регионов ПФО, которые выполнили план сева озимых культур. Мониторинг показал, что в целом по области озимые зерновые находятся в хорошем состоянии на площади 187017 гектаров, что составляет 65,6% от посевных площадей. В удовлетворительном состоянии – 33,7% посевов, нет всходов на площади 1938 гектаров, или 0,7%. Понятно, что это предварительные данные. Впереди зима, а потом самое, пожалуй, тревожное для озимых время – весна.

МЕЖ ВЫСОКИХ ХЛЕБОВ…
Профильный министр Михаил Семёнкин уверен:
– У нас много резервов. Ульяновская область в состоянии получать урожай зерна в 2 миллиона тонн. Есть резервы для расширения посевных площадей.

И это правда. Площадь пашни в регионе составляет 1 миллион 586 тысяч гектаров. Из них общая посевная площадь – 1 миллион 25 тысяч, 250 тысяч отведено под пары. Таким образом, более 320 тысяч гектаров в настоящее время не обрабатываются. Планируется в течение ближайших 5 лет ввести эти земли в сельскохозяйственный оборот.

Наверное, так и будет. Хотелось бы только верить, что еще раньше будет пересмотрена структура посевных площадей. Ну, введем мы еще 320 тысяч гектаров в сельхозоборот. И что дальше? Пшеницы больше будет? Так у нас ее и сегодня под самую завязку. Симбирская губерния вообще-то всегда налегала на сев ржи и овса, и только потом шла пшеница. Мы любим ссылаться в сравнениях на 1913 год. Так вот, губерния получила тогда 80,5 тысячи пудов ржи против 12 «с копейками» тысяч пудов пшеницы. Это в качестве информации к размышлению.

Сейчас, конечно, все иначе. Вот только климат остался прежним, а по этой причине и зона рискованного земледелия не поменялась. И кидаемся, как и прежде, из крайности в крайность. При Советах, как пахать и что сеять, диктовали парткомы, райкомы и чуть ли не ЦК КПСС. Сегодня, вроде бы, крестьяне получили полную самостоятельность. И что? Ударились сеять пшеницу, хотя у нас не юг и не Алтай: а как же, такие деньги! Все кончилось тем, что девать ее, родную, некуда, а на складах лежат горы от прошлого урожая. Государству за его близорукость спасибо говорить не хочется. Но ведь есть и своя голова на плечах.

Выжигали, как напалмом, землю – сеяли подсолнечник. За него действительно дают хорошие деньги. Только вот нынешний сезон обернулся катастрофой. Как уже сказано, больше половины семян не убрано. Теперь до следующего года по привычке будем пенять на погоду. Или все-таки устроим предметный разговор, честный и откровенный, о причинах того, что произошло?

Забыли в свое время про рожь, ячмень и гречиху. Понадобились годы, чтобы вытащить их из прорыва. И опять перекос: гречихи собрано более 10 тысяч тонн при потребности области в 4 тысячах. Это, вроде бы, хорошо, будем продавать. Но при ее переизбытке дают такие цены, что плакать хочется. Почему так? Наверное, потому, что расчеты надо было делать на перспективу, просматривать возможности сбыта. А не работать по принципу «давай-давай, греби деньгу», все остальное потом. Спросите в минсельхозе, куда они все это время смотрели? Что вам ответят? «Мы не имеем права вмешиваться в хозяйственную деятельность сельхозпредприятий». Про аграриев от земли мы всегда говорим: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». А что же тогда надо говорить про аграрное ведомство? Непонятно.

Еще одну причину трудностей со сбытом хлеба называет профильный министр. Здесь многое, как он говорит, если не все, зависит от качества полученного урожая. В нынешнем году более 55% обследованного зерна составила пшеница 3-го класса. Пшеницы 4-го класса выращено 23%, 5-го класса, это откровенный фураж – 21,4%. Отсюда никудышный спрос и такие же низкие цены. А что вы хотели?

ХАЛЯВЫ НЕ БУДЕТ
Между тем в регионе начали получать зерно 2-го класса. Правда, пока очень мало. Но важен почин. Он показал, что мы можем получать такое зерно даже в наших условиях. А это и высокие цены на него, и повышенный спрос. Другое дело, что заниматься им хлопотно и ждать прибыль очень долго. Хочется все и сразу.

А вот с этим, как видим, все чаще возникают проблемы. Дальше их будет еще больше. С нынешнего года федеральным центром значительно ужесточены требования к выплате субсидий. Теперь хозяйствам, имеющим задолженность по налогам, они выплачиваться не будут. Приходит понимание, что в отношениях с государством должна быть справедливость. Надо понимать и другое. Господдержка села с лихвой возвращается в бюджет. И это не просто красивые слова. АПК региона приносит в областной бюджет 42,5% от всех налогов. Наведем порядок в растениеводстве, займемся более плотно животноводством, повернемся лицом к переработке сельхозпродукции – поступления будут еще выше. По-другому уже нельзя: ни сегодня, ни завтра, никогда.