Торжественно объявлено о победе армии Асада совместно с российской группировкой над запрещенным в России ИГИЛ.

Объявление похоже на фейк, поскольку считается, что войсковыми операциями победить терроризм невозможно, и завтра он вполне может возродиться все в тех же сирийских пустынях, как и в любом другом месте планеты.

В России терроризм под этим самым названием – «терроризм» – известен уже, как минимум, 140 лет. Наиболее громкими его акциями были убийство брошенной бомбой императора Александра II в 1881 году и его сына, дяди Николая II, великого князя Сергея Александровича, в 1905-м. Кроме них, от пуль или взрывчатки полегло неисчислимое количество министров, губернаторов, градоначальников и других должностных лиц России. За рубежом от рук террористов гибли короли, королевы, канцлеры, наследники престолов, как эрц-герцог Австро-Венгрии Фердинанд, убитый в 1914 году сербом Гаврилой Принципом, что спровоцировало Первую мировую войну.

И в России, и в других странах с террором велась ожесточенная борьба. У нас сын Александра II, император Александр III, бросился вешать при малейшем подозрении даже на антигосударственный образ мыслей, не то что действий. Так, под горячую императорскую руку попал 20-летний Александр Ульянов, в 1887 году умерщвленный во внутреннем дворе Петропавловского каземата. На поток казни бунтовщиков поставил премьер правительства Николая II Петр Столыпин, пока в 1911 году сам не пал от пули террориста в Киевском театре. Бесконечную битву с террором ведет государство Израиль с его мощнейшими армией и спецслужбами и только обещает уничтожить всех террористов до единого, но ни о какой победе за 50 лет со времен шестидневной войны 1967 года и речи нет.

Террор – это одновременно и лишенные сантиментов, беспощадные убийства чаще всего невинных, особенно в наши дни, людей, и идеология, объявляющая убийства средством достижения идеологических целей, будь то «справедливое общество» русских революционеров прошлых веков или всемирный халифат, как сегодня В этом – корень живучести террора, конец которому могло бы, видимо, положить только установление «справедливого общества» или основание на просторах мира халифата. И то и другое труднодостижимо, и, соответственно, маловероятны упразднение или победа, как это назвали в случае с Сирией, над террористами.

Они – невидимки и не ходят строем, вот в чем беда тех, с кем они воюют. Их не заманишь вглубь территории, как Кутузов заманил армию Наполеона в 1812 году, сжигая по маршруту следования города и села, включая Москву, и оставляя французов без провианта и теплых помещений. Французы, пройдя за Москву и поглядев на обуглившуюся страну, в ужасе бежали вон вплоть до западных границ, что и было объявлено тогда нашей победой. С террористами так не получится, ни заманить, ни поубивать их там, в Сирии, залпом крылатых ракет Каспийской флотилии не удастся.

Но победили так победили. Осталось подсчитать, во что России обошлось объявленное уничтожение террористов. Как сказал на днях бывший министр экономики Андрей Нечаев, один залп крылатыми ракетами той самой Каспийской флотилии – это годовой бюджет среднего российского города. Но такая оценка, скажем так, чрезмерно обща. Наши ВКС, согласно официальному отчету командования группировки в Сирии, уничтожили 32, если не путаю, тысячи боевиков (интересно, как только удалось их сосчитать). В целом финансирование длившейся два года и два с половиной месяца операции оценивается в 140 миллиардов рублей. То есть подсчитать цену жизни одного боевика совсем не трудно. 140 миллиардов деликъша 32000. Получили около 4,4 миллиона рублей.

Это если верить данным по жертвам среди террористов, которые сообщили наши генералы. На войне, однако, почти никогда не обходится без преувеличений, так что можно смело считать и эти данные завышенными раза в три, то есть во столько же, во сколько министр Сергей Шойгу завысил площадь освобожденной сирийской территории. С таким допущением стоимость жизни одного боевика вырастает примерно до десяти миллионов рублей. Иначе говоря, убиты они были не просто как бы пулями, отлитыми из чистого золота, но и из орудий, стволы которых – тоже из чистого золота. И это еще не полная цена. У каждого убитого остались родственники, в том числе дети, которые подрастут и пойдут мстить за своих отцов. Пойдут, вероятно, и в Россию, в связи с чем вспоминается судьба воевавшего в Чечне полковника Юрия Буданова, которого пуля чеченского мстителя настигла уже в Москве, через много лет после той войны, и по окончании его отсидки в колонии за ту войну.

Василий МЕЛЬНИК