Василий Залесский, фото с официального сайта Международного конкурса имени Чайковского

НЕ ПУТАТЬ «ЗВЕЗД XXI ВЕКА» С «ФАБРИКОЙ ЗВЕЗД»!
Талантливый молодой виолончелист Федор Амосов сейчас стремительно обретает мировую известность. Он регулярно выступает как солист и в составе камерных ансамблей в России, США, странах Европы и Азии. И вот 9 декабря состоялся его концерт в Большом зале Ленинского мемориала.

ПУБЛИКА МОЛОДЕЕТ!
– Вы сейчас стремительно обретаете мировую известность. Что, по вашему мнению, делает известным и популярным музыканта, исполняющего классическую музыку?

– Мне кажется, что в первую очередь нас, музыкантов, популярным делает то, как мы доносим до слушателя свои мысли и эмоции. Ведь человек, который приходит на концерт, в первую очередь приходит именно за новыми, свежими, необычными эмоциональными переживаниями и впечатлениями. Я надеюсь, что наши любимые и многоуважаемые слушатели, услышав музыку гениальных композиторов XIX века, чувствуют себя обновленными людьми. Наша задача, задача музыкантов состоит в том, чтобы менять мир и людей вокруг нас, преображать его, делать его чище и лучше.

– Может ли вообще классическая музыка конкурировать с поп-индустрией в борьбе за слушателя?

– Классическая музыка успешно конкурирует с популярной. За последнее время я наблюдаю устойчивый рост наполняемости залов на моих концертах – и в регионах, и в столицах. Публика стремительно молодеет, становится вновь восприимчивой к необъятным горизонтам классики и, как в былое время, все больше поворачивается лицом к настоящему и вечному искусству.

– Вы участвуете в программе Московской филармонии «Звезды XXI века». Как вы вообще относитесь к тому, что какого-либо исполнителя именуют звездой? Не скомпрометировано ли это понятие всяческими «фабриками звезд»?

– В любом проекте название играет маркетинговую роль, действительно ли все звезды в «Звездах XXI века»? На это может дать ответ только публика, и она отвечает утвердительным «да», ведь не зря же абонементы «Звезд XXI века» являются одними из самых продаваемых.

ИНСТРУМЕНТ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ГОЛОСОМ
– Существует мнение, что каждый истинный музыкант стремится открыть в своем инструменте что-то новое, добиться некоего неповторимого звучания. Возможно ли это, если вести речь о виолончели?

– Конечно, да! Как исполнитель, я стремлюсь достичь максимальных высот в овладении своим инструментом. Как композитор, я стараюсь написать новые произведения и использовать возможности виолончели на все сто процентов. Виолончель может имитировать человеческий голос и воспроизводить звучание практически любого народного инструмента.

– Концерт в Ульяновске состоял из произведений немецких композиторов-романтиков. Можете ли вы как-то обозначить общие черты и различия в творчестве Вагнера, Шумана и Брамса?

– Лично для меня из этих трех гениев близок больше всего именно Вагнер – как первый композитор, поднявший торжество человеческого духа до недостижимых высот, человек, создавший величайшую музыку всех времен и народов, превративший нас посредством музыки в богов силы и разума. Шуман же, напротив, глубоко погружен с собственный духовный мир, переживает с болью каждую неудачу, медленно сходит с ума, и в его концерте, как ни в одном другом произведении, мы можем услышать и прочувствовать всю боль, всю палитру страданий, безответной любви и безмерного одиночества личности, можем увидеть, как с каждой нотой отдаляется и растворяется личность композитора, его «я» и остаются одни лишь эмоции. А Брамс – это композитор-лирик, превосходный аранжировщик и мастер своего дела, ни на кого не похожий и давший миру вершину немецкой сентиментальности.

– Что вы ожидали от встречи с ульяновским оркестром и ульяновской публикой?

– Я был очень счастлив впервые выступить в Ульяновске и преподнести публике вместе с оркестром и маэстро то, что чувствовал Шуман в последние годы жизни, показать один из самых трагичных виолончельных концертов в истории.