Депутаты ЗСО Ульяновской области около двух лет подряд борются с системой, пользоваться которой невозможно, а содержать за счет населения нельзя.

ПРИНИМАЛИ – ВЕСЕЛИЛИСЬ, ПОСМОТРЕЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
Все началось с того, что в 2014 году Госдума России приняла Федеральный закон «О ГИС ЖКХ». Цель была благая: обеспечить собственников жилья доступной, достоверной и полной «коммунальной» информацией. В частности, через Интернет из системы предполагалось предоставлять жильцам сведения о тарифах, нормативах, действующем законодательстве, сроках капремонта и так далее, и так далее, и тому подобное.

Очень скоро, однако, стало вполне очевидным, что «прозрачность» в ЖКХ, о которой на всех углах раструбили федеральные думцы, приведет к еще большему, чем нынче, бардаку и крупным штрафам, которые еще одной тяжелой гирей повиснут на шеях собственников жилья.

Проблемные вопросы внедряемой в России Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), так она называется, вынесли на заседание парламентского комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике ЗСО. Пригласили к участию руководителей регионального Госжилнадзора, администрации Ульяновска, управляющих компаний, расчетных и ресурсоснабжающих организаций и, конечно же, представителей общественности.

Обычно спорящие до хрипоты «посланцы» от разных ведомств в этот раз были как никогда единодушны. Дружно вспомнили, что у наших российских законодателей там, наверху, словно шило в одном месте. Примут закон, а потом давай «лепить» к нему подзаконные акты, да столько, что сами в них начинают путаться, где уж там народу разобраться. Так было и в этот раз.

Сначала появился закон, а потом «вдогонку» предписание о том, что в срок до конца 2017 года все игроки коммунального рынка, так называемые поставщики информации: управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления, надзорные ведомства – должны внести в систему всю необходимую информацию. И не забывать при этом, что с 2018 года за неразмещение информации или неполное ее размещение наступает административная ответственность и накладываются штрафные санкции – от 30 до 200 тысяч рублей. Надо помнить, граждане хорошие, что штрафы эти будут оплачиваться из платы населения за жилищно-коммунальные услуги.

ПЛАТИ ЗА ТО, НЕ ЗНАЮ ЗА ЧТО
Страсти разгорелись не на шутку. Директор областного департамента жилищной политики и регионального Госжилнадзора Татьяна Картузова рассказала, что по регистрации поставщиков информации и размещению минимального объема данных по многоквартирным и жилым домам в ГИС ЖКХ Ульяновская область занимает 23-е место в стране и 4-е в ПФО. В системе зарегистрированы практически все управляющие компании и поставщики ресурсов. Исключение составляют разве что несколько мелких ЖСК и ТСЖ.

Однако регистрация в системе вовсе не означает, что в ГИС размещена вся необходимая информация. Да и как она может быть внесена полностью, если ее объем по каждому МКД, который управляющая организация обязана не только внести в ГИС, но и постоянно обновлять, составляет 40 страниц, или более 800 (!) пунктов. Маразм крепчает. Между тем по факту в подавляющем большинстве информация о МКД, внесенная в ГИС, содержит только адрес дома, год его постройки и площадь.

Валерий Кандаулов, как заместитель директора ООО «Региональный информационный центр», которое взаимодействует с федеральными разработчиками ГИС ЖКХ, отметил, что ко всему практически еженедельно происходит изменение программы, вносятся новые поля для заполнения, возникает множество вопросов и неясных моментов по практической реализации данного продукта. Говоря по-другому, сколько ни старайся, все равно не успеешь, а это, как известно, штраф. Да уж, чиновничье племя на выдумки всегда было гораздо!

Тем временем система разбрасывает свои паучьи сети.

Как заявляет председатель областного совета управляющих компаний Ильдар Сеюков, внедрение ГИС ЖКХ УЖЕ привело к дополнительным расходам коммунальщиков. Управляющие организации вынуждены создавать специальные подразделения и расширять штат сотрудников, которые занимаются внесением информации в федеральную систему. При этом сами специалисты ЖКХ-сферы считают, что в ГИС необходимости нет, поскольку вся нужная собственникам информация уже давно размещена либо на сайте управляющей компании, либо в «Личных кабинетах» платежных агентов, в частности ООО «РИЦ».

Представители ресурсоснабжающих организаций в лице «Ульяновскэнерго», «ЭнергосбытТ Плюс», «Ульяновскводоканал» как один отмечают, что внести корректные данные в систему технически невозможно. Среди проблем – ошибки в самой ГИС, отсутствие данных по внутридомовым коммуникациям, запутанность программы, долгие ожидания ответа на запросы, исчезновение уже загруженной информации. А главное – внесение информации ресурсоснабжающими организациями лишено смысла, если в ГИС нет полной информации о жилых или многоквартирных домах.

Советник губернатора по вопросам ЖКХ, зампредседателя президиума координационного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Александр Потапов в недоумении: даже ему, что называется «съевшему» на ЖКХ не одну собаку, непонятен функционал системы. Сложности проявились в отношении мелких ТСЖ и ЖСК, порой состоящих всего из одного дома и не имеющих в своем штате специалистов, готовых ежемесячно вносить данные в ГИС.

КАПКАН ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Председатель комитета Геннадий Антонцев настроен решительно:
– Проведенный анализ показал, что предложенная на федеральном уровне система реально не работает и никакой пользы собственникам не приносит, но уже приводит к их дополнительным расходам. Не создана адекватная технологическая цепочка между поставщиками информации и оператором ГИС ЖКХ. Информация, которая сегодня имеется в системе, для жильцов абсолютно бесполезна – год постройки своего дома, его общую площадь и сайт управляющей компании жители знают давно и без ГИС. Возможность оплатить коммунальные счета посредством ГИС весьма сомнительна – заплатить можно только общей суммой и при условии 5-процентного комиссионного сбора.

Депутату яснее ясного, что нет необходимости создавать на федеральном уровне еще один дополнительный в ЖКХ-сфере продукт, который не несет никакой пользы собственнику, грозит жильцам новыми расходами и, несмотря на двухлетнюю «утряску» всех проблем, до сих пор не работает. Населению навязывают ненужную ему информационную систему и наказывают людей штрафами по причине того, что предлагаемый продукт не готов к использованию… по вине ее разработчика.

Сошлись во мнении, что по итогам совещания профильному комитету надо будет подготовить обращение в федеральный центр с предложением: как минимум на год перенести срок начала действия штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Как максимум – отказаться от внедрения мертворожденной, по сути, системы. В конце прошлого года комитет уже выходил туда же с подобным предложением. Тогда наступление административной ответственности было перенесено на год. Что даст вторая попытка? Это пока тайна за семью печатями.