2017 год для Ульяновской области выдался непростым. Петух то и дело «клевал», притом больно и по существу. Регион лихорадило, и впервые за последние годы у нас сформировалось протестное настроение. Ульяновцы понимают, что нужны перемены.

Политические страсти
Год выдался политически насыщенным. В конце января в Ульяновске заработал оппозиционный штаб Алексея Навального и только создал головную боль региональной власти. Молодежь потянулась к опальному политику. Власти нужно было играть на опережение.
Весной явно стало нарастать недовольство. Доллар упал, а цены на продукты питания в Ульяновске взлетели. «Где логика?», – недоумевали жители. Видать, умом Ульяновскую область не понять.

Кстати, чтобы сохранить деньги, власти предложили населению покупать новые государственные облигации. Но ульяновцы не клюнули на это предложение. По крайней мере ажиотаж не наблюдался.

В апреле забунтовала Поповка в Чердаклинском районе. Народ вновь выступил против строительства под боком завода и полигона ТБО. На защиту народа встали губернатор Сергей Морозов и тогдашний председатель Палаты справедливости и общественного контроля Захар Мисанец. Полигон пообещали не строить. Хотя потом еще долго была интрига по этому поводу. Всплыли интересные документы.

Но «бунт» плавно перекатил в областной центр. В одно апрельское воскресенье в Ульяновске прошли сразу два митинга: один против террора (проправительственный), другой – оппозиционный – против коррупции. Последние требовали ответа на антикоррупционные претензии, в том числе на фильм-расследование «Он вам не Димон».

В конце мая в Ульяновске побывал Навальный. Зеленкой его никто не облил, скандала не было. Но политик был явно уставшим и не настроенным на общение. В июне вновь прошли протесты. В Новом городе в День России состоялся митинг против коррупции. Пришли около 300 сторонников Навального.

В июне произошли новые кадровые назначения в региональной власти. Заместителем губернатора по информационной политике стал Павел Дегтярь, а областной минздрав возглавил Рашид Абдуллов – главврач детской горбольницы.

Еще один момент. В этом году в регионе практически завалили работу с общественностью. Была упразднена Палата справедливости и общественного контроля, которая за три года работы сумела выстроить взаимоотношения с районными общественниками. Уполномоченные представители, которые ранее входили в состав Палаты, перешли под крыло администрации губернатора. А всю общественную работу скоординировала вновь сформированная областная Общественная палата, которую возглавил Александр Чепухин.

Тереньгульский протест
Год запомнился беспрецедентной акцией жителей нескольких сел Тереньгульского района против строительства китайского цемзавода. И как власть ни пыталась убедить людей в полезности данного проекта, народ всё воспринял в штыки. Летом прошел большой сход граждан и в знак протеста подкуровцы начали бессрочную голодовку. Дошло до того, что осенью голодающие «захватили» здание облправительства, поставив там палатку. Они не поверили обещаниям-оправданиям председателя облправительства Смекалина, а ведущий «Справедливого телефона» Захар Мисанец потребовал его отставки.

В октябре тереньгульцы уже дошли до администраций Президента и Госдумы РФ. Парламентарии пообещали разобраться в ситуации.

В ноябре протестующие тереньгульцы откопали документы, по которым выходило, что давно умершие люди участвовали в публичных слушаниях по новому генплану Подкуровского сельского поселения. Опять обман власти? Письмо с протестом было направлено Путину.

И кстати, в ноябре по их же наводке лишился своей должности «аксакал» ульяновской политики – глава администрации Барышского района Сергей Кочетков. У его жены неожиданно якобы нашлась недвижимость за границей. Хотя существует и другая версия его ухода.

Трагедии
Увы, не обошлось без трагедий с человеческими жертвами. 3 января в Поповке (Чердаклинский район) в пожаре погибло сразу четыре человека. Причина – неосторожное обращение с огнем.

В начале года прокатилась волна самоубийств подростков. Говорили о коварной игре под названием «Синий кит». Якобы ребята входили в так называемые социальные «группы смерти». Но расследования ни к чему не привели.

Бурно в соцсетях обсуждались банды малолеток, которые якобы свободно гуляли по центру Ульяновска, устраивали уличные бои и рэкетировали прохожих. УМВД устроило проверку.

В марте страшный пожар произошел в селе Старый Уренбаш Чердаклинского района. Погибло трое малолетних детей. Матери в тот роковой момент дома не было. Трагедия потрясла всех жителей области.

В начале мая регион охватили пожары. Было зарегистрировано боле 500 возгораний мусора и травы, уничтожено 15 домов.

В начале июля на область обрушились сильный ливень и шквалистый ветер. Более десяти населенных пунктов остались без света, около 30 домов были подтоплены. Пострадал от наводнения и областной центр, особенно Засвияжье.

7 июля в Ульяновске, в районе улиц Новосвияжский и Старосвияжский пригород, произошло смещение грунта. В опасной зоне оказалось более 80 частных домов. Городские власти пообещали помощь. Но год заканчивается, а десятки людей до сих пор живут в аварийных домах в оползневой зоне.

В августе произошел несчастный случай в заволжской 9-ой школе. Там во время мытья окон со второго этажа упал одиннадцатиклассник. В итоге у парня перелом позвоночника, директора школы уволили. Кто не доглядел? Ответа так и нет.

А 25 августа на центральном пляже Ульяновска утонуло два подростка из Нового города. Куда смотрели пляжные спасатели – до сих пор непонятно.

26 августа в поселке Мулловка Мелекесского района произошла экологическая катастрофа. На местном спиртзаводе прорвало котлован с отходами спиртового производства. Тонны зловоний хлынули на сельские огороды и в пруд. Погибла рыба. Спиртзавод продолжает работать… Захар Мисанец в «Справедливом телефоне» вторично потребовал отставки председателя правительства Смекалина.

Коррупция
Весь год не утихали коррупционные скандалы. В середине февраля осудили бывшую чиновницу и экс-депутата ЗСО Алсу Балакишиеву. Её признали виновной в получении взяток. Но приговор, по мнению прокуратуры, был слишком мягким: оштрафовали на 4,8 млн руб. Прокуратура обратилась в вышестоящую инстанцию. Наказание стало более жестким.

21 января в Мелекесском районе разразился скандал с расстрелом косуль с вертолета. Виновных искали почти весь год. Только на днях установлены их имена и предъявлены обвинения. Правда имена общественности пока не назвали.

В конце марта произошел новый коррупционный скандал вокруг областной больницы. Кто-то из должностных лиц похитил более миллиона рублей. Следствие продолжается.

В Барышском районе появилась «аномальная зона». Областная Счетная палата при проверке Жадовского сельхозтехникума вскрыла пропажу стада коров, нескольких тракторов, комбайнов да кучи кирпичей. Дело передано в УМВД. Что дальше? Пока тишина.

Секс-скандал
В феврале, благодаря ток-шоу «Пусть говорят», разгорелся секс-скандал вокруг 16-летней Дианы Шурыгиной и 20-летнего Сергея Семенова. Оба из Ульяновска. Сама история изнасилования на гулянке произошла в прошлом году. Сергея осудили. Но поведение «жертвы» на Первом канале возмутило ульяновцев. Хотя именно после этого эфира Диана «чудесным образом» стала самой популярной «герл» в стране.

Ближе к осени в Ульяновске произошел еще один секс-скандал. На вечеринке «золотые отпрыски» изнасиловали морковкой 14-летнюю девочку и всё это сняли на видео. Идет расследование.

Обещали даже крематорий
А еще в этом году говорили о повышении цены на проезд в маршрутках, да о перестройке всей сети общественного транспорта. К осени ульяновские чиновники хотели изменить маршруты и заверили людей, что будем ездить по-новому. За пример решили взять Москву и даже всерьез начали обсуждать строительство наземного метро и струнного транспорта. Но год заканчивается, маршруты всё те же, а метро и не пахло.

Зато на строительство и ремонт дорог в области выделили в этом году рекордную сумму – почти 10 млрд руб. Что-то, конечно, ремонтировали, но проблем не убавилось. Да и куда «зарыли» миллиарды – простому жителю невдомек.

В середине марта ульяновцам сообщили, что к осени в городе появится первый крематорий. Мол, хоронить людей уже негде. Нашлись и бизнесмены, готовые вложиться в это дело. Но дальше разговоров дело не сдвинулось.

Зато в Новом городе, на проспекте Филатова, появилась первая «умная» остановка. По замыслу она показывает время прибытия автобуса, там можно выпить кофе и оплатить по интернету госуслуги. Увы, идея не прижилась. Половина функций не работает.

Летом стало известно, что разваливается Мемцентр. Территорию вокруг комплекса срочно огородили, чтобы облицовка не убила кого-нибудь из прохожих. Ремонт затягивается…

Чуть не приказала долго жить надпись «Ленин», что на склоне парка Дружбы народов. Забившийся из-под земли ключ размыл кустарник (из чего, собственно, и сделана надпись). Власти посадили новые растения. «Ленина» спасли.

Нервная обстановка была и в Димитровграде. Там всё никак не могут избрать мэра, второй раз срывается конкурс. Причины чисто бюрократические. Хотя всё понятно: димитровградцы не хотят жить по-старому. Городу нужны перемены.

Вот такой необычный выдался год. Посмотрим, что нам подарит год Собаки. Может, вопреки всей логике, мы меньше будем «лаять» друг на друга!

Арсений КОРОЛЕВ