Не будем лукавить и глаголить о трезвости в Новый год. Сто грамм под хорошую закуску еще никому не навредили, правда, если напиток качественный. Но как же быть с санкцией на продажу спиртного в выходные и праздники? Ответ желающие находят на дне фанфуриков.
МЕСТЬ СОСЕДЕЙ?
Лебедева Мишку-цыгана в селе Коромысловка, что в Кузоватовском районе, знают все. В тяжелые для деревенских времена наследственная предприимчивость подтолкнула Мишку к мысли производить вторую по значимости “валюту” – самогон. Осуждать семейство строго никто из соседей не взялся. Да и кто судьи, коли каждый второй двор в селе гнал спиртное.
В 2010-ых развернулась жесткая борьба с подпольщиками и вино-водочным суррогатом. Общий зачес захватил под гребенку большие и малые цеха откровенного левака, пройдясь по частным подворьям. Закон и невозможность конкурировать с дешёвым легальным алкоголем вынудили Мишку-цыгана лавочку свернуть, но он не успел: поймали. Супруга его по всей строгости закона заплатила штраф и была приговорена к двум годам условно как признавшая свою вину. На “алкогольной” карьере семейство поставило крест, окунувшись с головой в животноводство. Случилось это в 2011-ом году.
Путь исправления судьбой был оценен. В один прекрасный день на пороге своего дома супруги Лебедевы обнаружили “подкидыша” – 14-летнего подростка.
– Друг помер, мальчишку в детский дом жалко было отдавать. На семейном совете решили его оставить, – говорит Михаил.
Пополнение в семействе Лебедевых стало последней каплей в терпении ворчливого соседа, которому всю жизнь Мишкино происхождение не давало покоя. Еще один повод для ссоры как на грех нашелся: соседская собака одним летним вечером атаковала возвращающихся с пастбища коров, схватив за ляжку телку Мишки-цыгана.
– Хозяйка моя тогда прикрикнула на соседа, а он возьми и затаи обиду, мол, чего тут рты открываете, цыганское отродье. Оскорбившись, пообещал нам отомстить, – вспоминает Михаил. – Может, это и совпадение, да только спустя пару недель нагрянули к нам в дом полицейские с обыском.
По словам Михаила, понятых выбрали из местной алкашно-питейной “гвардии”.
– Пока сотрудники дом по доскам разбирали, эти горе-понятые складывали в карманы всё, что, по их мнению, плохо лежит, – возмущается супруга цыгана Татьяна.
Как выяснилось позже, обыск в доме учинили по доносу о подпольном производстве алкоголя с целью наживы. По словам хозяев дома и соседей, невольно ставших очевидцами происходящего, ничего стоящего для дела не нашли, а потому признали початую
бутылку рябиновки, стоявшую на столе, купленную до этого по акции в одном из магазинов, частью оптовой партии.
Так появилось новое дело о деревенских самогонщиках-цыганах. Доказать свою невиновность семья Лебедевых просто не имеет возможности. Кузоватовские следователи якобы слышать о презумпции невиновности не хотят.
– Дело шьют белыми нитками. Любопытно, что еще недавно обвинители давали мне положительную характеристику для опеки. Такая предвзятость просто возмущает. Получается, если я цыган и уже был однажды уличен в нарушении закона, значит, теперь пожизненно виноват, – сетует Михаил. – А между тем те, кто действительно гонит контрафакт и сивуху сомнительного качества, безнаказанно продолжают это делать.
И ведь прав Мишка-цыган. Доказательством тому служат звонки, поступающие в редакцию с разных концов нашей области, как сводки о военных действиях, где трезвость, разум и правопорядок явно проигрывают.
“Спасите от погибели!”
Села Карсунского района захлебываются суррогатом. В редакцию “МГ” пришло письмо от матерей села Языково, что молятся о спасении своих сыновей. Молятся потому, что другого им ничего не остается. Уже неведомо сколько в Языково дворов, но из письма следует, что в одном доме торгуют сивухой, в другом пьют, и так по кругу. На крайний случай паленка представлена в свободной продаже в виде фанфуриков по 40 рублей за штуку в каждом деревенском магазине.
“Все наши просьбы и обращения к власти принять меры в отношении всех этих алкогольных предпринимателей остаются неуслышанными. А между тем ведь рушатся семьи, страдают и гибнут дети, процветает пьяное насилие!” – говорится в обращении.
Не менее плачевно складывается ситуация в деревне Красная Река Старомайнского района области. И это только начало списка вымирающих из-за левака сел и деревень области.
Но на опасное спиртное можно сегодня наткнуться и в магазинах. Совсем недавно ваш покорный слуга, автор этого текста, прокатился в лифте с довольным соседом и его двумя пятилитровыми канистрами, в которых булькал “коньяк” по цене 180 рублей за литр.
– Не беспокойтесь, – заверил сосед, – жидкость надежная и неоднократно опробованная. Не желаете?
Вот так на каждую санкцию наш народ внедряет антисанкцию, благо смекалки не занимать.
– Никто не знает, как решить эту проблему, – говорит ульяновский нарколог Сергей Венников. – Кустарное производство в нашей стране будет всегда. К нему толкает реклама. Людям хочется того, что рекламируют. Им кажется, что если они хоть немного зарабатывают, то должны иногда позволить себе ром Bacardi за 250 рублей. У меня был случай, когда два сельских сантехника отравились якобы виски Jack Daniels. Ребята, так это же не ваш напиток! Какой там Jack Daniels по 250, это же смешно. Настоящий виски стоит дороже. Я считаю, в отравлениях суррогатными напитками на 99% виноват сам потребитель.
Рита ЗЕЛЕНАЯ