Из-за неопределенности правового статуса так называемых агрегаторов такси («Яндекс.Такси», Uber, «ру.такси») страдают и пассажиры, и пешеходы.

Раздают заказы
11 ноября на перекрестке улиц Терешковой и Полбина под колеса такси попала девушка, выгуливавшая свою собаку. Инцидент произошел на нерегулируемом пешеходном переходе. Несчастная получила тяжелейшие травмы и была госпитализирована в реанимацию БСМП. Больше месяца она провела в коме и в итоге была перенаправлена на лечение в Москву. Водитель, признанный виновным в ДТП, работал под вывеской «Яндекс.Такси» и в момент аварии спешил на вызов. Когда родственники пострадавшей обратились к оператору такси, тот заявил, что предоставляет лишь информационные услуги и за действия водителей не отвечает.

Как отметили в региональном Управлении Роспотребнадзора, на сегодня действительно нет четкого правового регулирования в сфере работы агрегаторов такси. «Ранее Арбитражный суд Московского округа подтвердил законность представления Управления Роспотребнадзора по городу Москве о прекращении со стороны Uber практики введения потребителей в заблуждение относительно сведений о непосредственном перевозчике, оказывающем транспортную услугу. В ходе проверки Роспотребнадзора было установлено, что ООО «Убер Текнолоджи» осуществляет свою деятельность под коммерческим обозначением Uber (с помощью мобильного приложения Uber либо через сайт www.uber.com), принимает заявки потребителей, которые обратились за предоставлением услуг по перевозке, формирует базу заявок, доступ к которой имеют водители (Партнеры), которые фактически и оказывают услуги потребителям. При этом ООО «Убер Текнолоджи» вводило потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств услуги, а именно: не предоставляло информацию о конкретном исполнителе услуги, в связи с чем у потребителя могло сложиться впечатление, что услугу по перевозке ему оказывает компания Uber. Кроме того, такая информация отсутствовала и в квитанции, которая приходит на электронную почту потребителя после окончания поездки», – отметили в управлении.

Кроме того, в ведомстве указывают на то, что 20 декабря 2017 года Европейский суд (EU Court of Justice) постановил, что компания Uber Technologies Inc., оказывающая услуги по певозке пассажиров, – это транспортная компания, которая должна придерживаться общих правил для транспортных фирм. Перевозчик больше двух лет настаивал на том, что он -посреднический сервис, предоставляемый через электронную платформу и мобильное приложение, поэтому не может регулироваться по общим правилам, применимым к транспортным услугам. Решение Европейского суда не подлежит обжалованию и распространяется на все страны – члены Евросоюза.

Существующие условия для таксистов сравнительно гуманны. По Закону №69-ФЗ извозом может заниматься любой водитель, имеющий не меньше трех лет стажа за рулем. Разрешение получается на автомобиль. Причем не только на тот, который в собственности, но и тот, который арендован или используется по доверенности. Сейчас, когда сегмент перевозок пассажиров в целом развивается очень бурно, многие пользуются возможностью и начинают оказывать такие услуги. Но при всем удобстве такси нельзя забывать, что передвижение в легковом автомобиле потенциально опасно, и никто не застрахован от аварии.

Пассажир такси, попавшего в ДТП, имеет право на компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в аварии. Выплаты производит компания – страховщик того, кто виноват в столкновении. Так как все автомобили сейчас должны в обязательном порядке быть застрахованы по программе ОСАГО, пассажирам гарантируется выплата.

В настоящее время работает Всероссийская «горячая линия» Роспотребнедзора для пассажиров легкового такси. За разъяснениями в целях защиты своих прав потребители могут обращаться на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области по телефону 8-(800)-707-64-22, 8-8422-44-45-08: понедельник и вторник – с 14.00 до 18.00; среда и четверг – с 9.00 до 12.00 и с 12.45 до 18.00; пятница – с 9.00 до 12.00 и с 12.45 до 16.45. Электронное обращение можно направить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области по адресу: http://www.73.rospotrebnadzor.ru.

Цены – ввысь
В преддверии новогодних праздников спрос на услуги такси значительно возрастает, чем стараются воспользоваться перевозчики. На днях Федеральная антимонопольная служба заявила о начале расследования на предмет картельного сговора между Uber, «Яндекс.Такси», Gett и другими крупными игроками на этом рынке.

ФАС запросила у агрегаторов такси информацию о формировании цен и их динамике за год. На рост цен жаловались пользователи социальных сетей. Сами агрегаторы заявляют о том, что в праздничный период базовые тарифы неизменны. Но если в определенный момент времени спрос в конкретных районах города превышает предложение, то платформа автоматически применяет повышающий коэффициент, привлекая тем самым больше водителей в эту точку города, объясняет она. Как только баланс спроса и предложения восстанавливается, цена возвращается к базовому тарифу. Поэтому, если время позволяет, имеет смысл подождать.

Чем больше водителей выходит на линию – тем ниже становится повышающий коэффициент. В предновогодний период спрос на такси особенно высок, дороги становятся более загруженными, что влияет на время поездок, а водители менее активно выходят на линию, стараясь больше времени провести с семьями, говорят в компаниях.

Дмитрий МИНАЕВ