II. ВОКЗАЛ.
31 декабря 1952 года – 65 лет назад – принят в эксплуатацию железнодорожный вокзал станции Ульяновск-1. Тот, который теперь называют теперь не иначе, как «Старым». А тогда он был совсем новый, сияющий архитектурными украшениями, лепниной, отделкой интерьеров. Впрочем, начнем историю с самого начала.
28 декабря 1898 года первый поезд отправился по ветке Московско-Казанской железной дороги, протянувшейся от станции Инза к Симбирску. Город наконец-то оказался связан рельсовым путем с другими регионами страны. В январе 1899-го открыт первый симбирский вокзал – одноэтажный, из красного кирпича. Не слишком вместительный, но для 40-тысячного Симбирска вполне подходящий. В соответствии с проектом планировки, утвержденным в 1900 г., вокруг находившегося на окраине города вокзала стал формироваться район из жилых, хозяйственных и служебных строений. В 1913 году близ вокзала заложена деревянная Пантелеймоновская церковь.
В период между революцией и Великой Отечественной войной город медленно, но развивался. Росло население, достигнув к 1940 году 110 тысяч человек. Старый железнодорожный вокзал уже не мог «переварить» заметно увеличившийся объем пассажирских и грузовых перевозок. Местные власти прекрасно это понимали, регулярно принимая решения об улучшении работы «ворот города». Но Ульяновск, утратив в 1928 году статус губернского города и став заурядным райцентром, не имел административных и финансовых возможностей изменить ситуацию. Привычные «расширить» и «улучшить» ничего не решали – вокзал работал на пределе возможностей.
В 1940 году Ульяновск оказался в центре внимания. 22 апреля был открыт памятник В.И.Ленину работы М.Г.Манизера – самый величественный в стране. Городские власти связывали с этим событием большие планы по переустройству города. В числе прочего был поднят вопрос о новом железнодорожном вокзале. Наркомат путей сообщения согласился, что проблему нужно решать, был разработан проект реконструкции вокзального комплекса.
21 января 1941 года проект рассмотрел президиум горисполкома. Согласившись с ним в целом: «Представленное проектное задание… одобрить, как отвечающее своему функциональному назначению…», отцы города внесли ряд принципиальных дополнений. Так, они считали необходимым благоустроить привокзальную площадь и установить на ней памятник «Ленин в юношеские годы»; боковые корпуса вокзала строить не деревянные, как предлагалось, а каменные; сделать перекидной мост через пути и т.д. Почти все эти предложения впоследствии были реализованы в проекте М.А.Готлиба. Но тогда этим планам, как и многим другим, помешала осуществиться начавшаяся война.
Война кардинальным образом изменила привычную жизнь тихого провинциального города: он стал одним из центров эвакуации. На вокзале кипучая деятельность проявлялась в первую очередь: день и ночь прибывали поезда с работниками предприятий и учреждений, эвакуированными ценностями, эшелоны с ранеными. Старенький вокзал трещал по швам, не в силах вместить этот поток.
А в 1943 году была создана Ульяновская область. Тогда же железнодорожные линии связали Ульяновск с Казанью и Сызранью. Первый послевоенный год выдался особенно напряженным. На восток ехали многие тысячи демобилизованных, на запад – возвращавшихся из эвакуации. Ульяновский облисполком констатировал: «Здание вокзала… по своим размерам не удовлетворяет потребностям областного центра… Из-за недостатка помещений пассажиры вынуждены находиться на улице. Перрон не благоустроен…».
Почти сразу после окончания войны, в июле 1945 г., в Москву направили письмо с просьбой вернуться к планам реконструкции ульяновского вокзала. Согласие было получено, необходимые средства выделены. Но потом наступило затишье. Конечно, требовалось время на разработку и утверждение проекта, решение ряда технических вопросов. Видимо, сказалась и нерасторопность местной власти. Лишь 2 февраля 1951 года принято решение облисполкома «О реконструкции вокзала станции Ульяновск-1». Проект разработала Центральная архитектурная мастерская Министерства путей сообщения, ведущий автор М.А.Готлиб – крупный специалист по проектированию железнодорожных объектов. Ульяновский вокзал стал одной из лучших работ архитектора. Михаил Абрамович сам прибыл в Ульяновск осуществлять авторский надзор за строительством, начавшимся в мае 1951 года. Оно велось очень быстро, и к новому 1953 году город получил прекрасный подарок. 29 декабря 1952 года госкомиссия приняла здание с оценкой «отлично». А 31 декабря решением горисполкома вокзал введен в эксплуатацию.
«Ульяновская правда» регулярно освещала на своих страницах ход строительства. А уж после его завершения газета постаралась на славу. Ее первый номер в наступившем году открывала большая фотография нового вокзала (левый снимок на фото 1). А 4 января 1953 года «Ульяновская правда» опубликовала большую статью Н.А.Малинина и фоторепортаж А.И.Маркелычева (фото 1-2). Почитаем эти строки.
НОВЫЙ ВОКЗАЛ В УЛЬЯНОВСКЕ.
Последний день 1952 года в жизни Ульяновска отмечен важным событием: 31 декабря пущен в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал станции Ульяновск-1. Город получил замечательный новогодний подарок.
Новый вокзал – одно из красивых и самое высокое здание в Ульяновске. Центральная часть вокзала – башня со шпилем, увенчанным красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров. По объему новое здание в 4 раза больше старого вокзала…
В архитектуре здания отражены великие победы социализма…, величественные перспективы движения нашей страны вперед…
Вокзал состоит из трех корпусов: центрального и двух боковых, один из которых отведен для билетных касс и камеры хранения ручного багажа, другой – для багажного отделения. В центральном корпусе сосредоточены Ленинская галерея, зал ожидания, зал для пассажиров с детьми…, ресторан, гостиница, парикмахерская, медпункт.
Главный вход в вокзал со стороны площади представляет собой портал. Его свод украшен лепным орнаментом. На застекленном фронтоне – большие электрические часы с позолоченным циферблатом и такими же украшениями.
Три высоких дубовых двери, остекление которых инкрустировано бронзой, ведут в вестибюль. Массивные колонны вестибюля облицованы белым мрамором. На колоннах красивые электрические светильники – бра. Рубчатый купол вестибюля освещен скрытыми для глаз лампами дневного света. В центре купола – квадратное художественное панно: развевающееся на ветру Знамя Победы, озаренное огнями салюта.
Влево от вестибюля расположен зал для транзитных пассажиров. Высокое помещение выглядит нарядно и в то же время просто. По стенам – лепные орнаменты, отражающие труд и учебу советских людей. На стенах… – картины в багетных рамах. Это хорошо выполненные копии полотен известных советских мастеров кисти. … В зале – необыкновенная чистота. Блестят полировкой дубовые диваны с высокими спинками. Зеленые лапы пальм подчеркивают уют. Теме победы Советского Союза в Отечественной войне и борьбы за мир посвящено оформление зала для пассажиров-военнослужащих…
Из главного вестибюля гранитная лестница с красивой балюстрадой ведет во второй этаж вокзала…, в Ленинскую галерею. Если транзитный пассажир не располагает временем, чтобы… посетить ленинские места, он может ознакомиться здесь с основными материалами, характеризующими детство и юные годы В.И.Ленина… При входе в галерею на противоположных стенах… сияют позолоченные барельефы Ленина и Сталина. Над ними пальмовые золотые ветви, выше – белый художественный фриз…
С одной стороны Ленинской галереи дверь ведет в зал пассажиров с детьми, с другой – в читальный зал. Сводчатый потолок детской комнаты украшен лепным орнаментом на детские мотивы. … С этим залом сообщаются комнаты для игр, спальня, комната врача-педиатра.
По-настоящему уютна читальня. Ковровые дорожки на паркете, скатерти синего бархата на столах, мягкая мебель, картины, бронзовый орнамент на потолке – все привлекает взор.
К услугам пассажиров, нуждающихся в длительном отдыхе, …оборудуется гостиница на 20 мест…
Вместе с привокзальной площадью новый вокзал должен составить единый ансамбль. Работы по реконструкции площади продолжаются и будут закончены летом. У портала главного входа будут установлены скульптуры рабочего и колхозницы… На другой стороне площади будет установлена статуя В.И.Ленина. Привокзальная площадь будет озеленена, заасфальтирована, обнесена оградой. Прилегающая к площади Алатырская улица будет реконструирована и превращена в широкую зеленую магистраль. Она свяжет вокзал с новым речным портом, сооружаемым на берегу будущего Куйбышевского моря…
Н.Малинин.
***
В малоэтажном, почти сплошь деревянном городе начала 50-х вокзал действительно стал самым высоким зданием – первым ульяновским «небоскребом». Продолжалось формирование внешнего облика вокзала и прилегающей территории. Летом 1953 года в нишах у главного входа были установлены гипсовые скульптуры рабочего и колхозницы, выкрашенные под бронзу. 5 декабря 1954 года на привокзальной площади открыт памятник Володе Ульянову – гимназисту (скульптор В.Е.Цигаль). К середине 60-х с северной и южной стороны площади выросли жилые дома с магазинами, почтой, ателье. Постепенно вокзал стал центром значительного массива.
Ульяновский вокзал, несомненно, является выдающимся памятником «сталинского ампира». Как ни ругали этот стиль за вычурность и помпезность, за свидетельства культа личности, запечатленные в статуях, барельефах и других украшениях, а свое слово он сказал, воплотившись в самых величественных и красивых сооружениях разных городов страны. В Ульяновске, где в те годы большого строительства почти не велось, образцов этого стиля совсем немного. Что ж, тем ценнее такое прекрасное здание, как Старый вокзал.
Его архитектурную ценность очень высоко ставил главный архитектор Ульяновска того времени Евгений Иванович Голенко. Еще в 1951 году он направил в Управление по делам архитектуры Совмина СССР представление проекта вокзала на соискание Сталинской премии. Дав предварительное «добро», вопрос отложили до окончания строительства. Но затем последовала смерть вождя. Повторное представление, отправленное в 1954 году, осталось без ответа. Да и Сталинские премии после 1954 года не присуждались. А потом наступила эпоха «борьбы с излишествами» в архитектуре, принесшая унылую, однообразную застройку новых кварталов. «Сталинский ампир» публично заклеймили. Е.И.Голенко и сам подвергся резкой критике за хвалебные отзывы о творении М.А.Готлиба в своей книге «Ульяновск», изданной в 1956 году.
Судьбу вокзала решили не какие-то недостатки здания – оно, при условии модернизации, могло бы служить еще долго, – а неудачное расположение станции Ульяновск-1, изначально находившейся на тупиковой железнодорожной ветке. При значительном росте объемов пассажирских и грузовых перевозок это обстоятельство стало решающим. Составы следовали на вокзал через станцию Киндяковка, а потом через нее же возвращались назад. И вот еще в 1964 году станция Киндяковка – тогда небольшое деревянное строение – была переименована в «Ульяновск-Центральный». А к 1970 году возвели здание Центрального вокзала, одним из авторов проекта которого также был архитектор М.А.Готлиб.
Вокзал, за которым теперь прочно закрепилось название «Старый», оказался практически не нужным, используясь под второстепенные железнодорожные надобности. Здание понесло значительные потери. Исчезли статуи рабочего и колхозницы. Фигурные украшения со знаменами по углам центральной части здания заменили несуразные башенки. Утеряна часть внутренних интерьеров. Названия Привокзальная площадь не существует с 1970 года…
Но все рано или поздно встает на свои места. В 2017 году здание старого вокзала наконец-то включено в перечень объектов культурного наследия Ульяновской области – как образец советской архитектуры, «представляющий историко-культурную ценность». Значит, по крайней мере, можно надеяться, что выдающееся творение архитектора М.А.Готлиба сохранится для будущих поколений в своем нынешнем виде.
Использованы материалы «Ульяновской правды»; статьи А.Ю.Шабалкина («Мономах», 2012, №5) и др.
Здание 1899 года: железнодорожный вокзал в Симбирске (открытка начала 20 века) и вокзал станции Ульяновск-1 («Исторические места Ульяновской области», Ульяновск, 1960).
1) «Новый вокзал в Ульяновске, принятый вчера в эксплуатацию». Ульяновская правда» от 1 января 1953 года.
2) Вид со стороны перрона. «Ульяновская правда» от 4 января 1953 года.
Фото А.И.Маркелычева.
Интерьеры вокзала.
«Ульяновская правда» от 4 января 1953 года.
Фото А.И.Маркелычева.
Ульяновский железнодорожный вокзал.
Фото В.Янова, ТАСС, 1955 год.
Открытое письмо, Ульяновск, артель «Бытовик», 1960.
1) Н.П.Облезин, 1960-ые гг.
«Ульяновск в акварелях художника», 2008.
2) Из фотоальбома «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1967. Фото А.Н.Наталиной.
1) Открытка, изд-во “Планета”, 1969.
2) Открытка, МинСвязи СССР, фото Д.Смирнова, 1968.
Из книги «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (сост. П.С.Бейсов, М.Х.Валкин, И.В.Гуськов), Приволжское книжное изд-во, 1969.
Из фотоальбома «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1971.
Фото Т.Б.Бакмана, конец 60-х.
Всё тает
И ни одного слова в статье, что именно с этого вокзала с 25 июля 1914 года убывали на фронт Первой мировой войны эскадроны 5-го уланского Литовского полка, 164-го пехотного Закатальского полка, 307-го пехотного Спасского полка и других подразделений Русской Императорской армии. А с 1941 года также отсюда на фронты Великой Отечественной войны уезжали лейтенанты полугодичных ускоренных выпусков Ульяновских военных училищ (танкисты, связисты, пилоты), и возвращались героями и увеченными… Всё только Ленин Ленин Линин – германский шпион, руководитель вооруженного переворота и незаконного свержения власти в России.
Brandergofer
При всем уважении к поднятым Вами вопросам, не стоит все смешивать в одну кучу. Речь шла не о вокзале вообще, существовавшем на этом месте, а о конкретном здании, построенном в 1952 году. Ни в 14-м, ни в 41-м с него никто уезжать не мог – это совсем другая тема. И, кстати, Вам никто не мешает её описать самому – так, как считаете нужным. Но критиковать, конечно, проще.
Bill Gates
Взвешенный и вежливый ответ – большая редкость в наши дни.
житель Хрустальной
Вам спасибо в очередной раз за прекрасные краеведческие материалы!
P.S критически-шаблонные комментарии людей, неспособных даже прочитать ваш материал, вызывают улыбку.