Максим Карташов, старший советник юстиции, старший помощник прокурора Ульяновской области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействии экстремизму и терроризму, рассказал в интервью «Симбирскому курьеру» об итогах работы его ведомства за прошедший год.

– Максим Владимирович, какие проблемы в регионе в сфере профилактики экстремистских явлений, межнациональных конфликтов прокуратуре области пришлось решать в минувшем году?

– В 2017 году прокуратурой Ульяновской области в сфере противодействия экстремизмму и терроризму проведено более тысячи проверок, которыми наряду с мониторингом интернета были охвачены субъекты профилактики, а также образовательные учреждения, некоммерческие организации. По их результатам вскрыто более 1,5 тысячи нарушений законодательства, в этой связи опротестовано 185 незаконных правовых актов, внесены более 500 представлений.

Кроме того, выявлено более двух тысяч материалов, признанных экстремистскими решениями судов, в связи с чем в Роском-надзор направлена соответствующая информация для их блокировки и удаления с интернет-ресурсов.

Для примера, только прокурорами Ленинского и Заволжского районов Ульяновска в ходе мониторинга интернета выявлено более 600 информационных ресурсов, на которых были размещены аудиозаписи и видеоролики националистических движений «скинхедов» и другие экстремистские материалы.

При этом органами прокуратуры в суды направлены 24 исковых заявления по фактам выявления в интернете информации с признаками экстремизма, а также сайтов-«анонимайзеров», с помощью которых можно получить доступ к любой ранее заблокированной информации экстремистского характера.

Помимо того, по искам прокуратуры области заблокирован доступ в интернете к 35 материалам террористического характера, предоставлявших информацию об изготовлении взрывных устройств и так называемых «коктейлей Молотова».

Отдельное внимание в связи с совершением 3 апреля 2017 года террористического акта в Санкт-Петербурге было обращено на обеспечение безопасности и антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства.

Прокурорские проверки выявили многочисленные нарушения.

В частности, в регионе не всеми органами местного самоуправления принимались действенные меры по исполнению государственных профилактических программ, их финансированию. Все изложенное выше явилось основанием для направления соответствующей информации губернатору области, а также обсуждения на межведомственном совещании с приглашением руководителей государственных органов и органов местного самоуправления.

По его результатам на 2018 год выработаны дополнительные мероприятия, направленные на профилактику террористических проявлений, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, выполнение которых взято на особый контроль.

– Актуальны ли для нашего региона вопросы противодействия современным террористическим угрозам?

Принятыми мерами удалось переломить и стабилизировать ситуацию. В минувшем году правоохранительными органами региона возбуждено на 20 процентов меньше уголовных дел в отношении жителей нашего региона, которые выехали за рубеж, в частности в Сирийскую Арабскую Республику и Ирак, где вступили в запрещенную в Российской Федерации террористическую организацию «Исламское государство». При этом все данные лица выехали еще в 2015-2016 годах. Сейчас они установлены и правоохранительными органами проводится целый комплекс следственных и оперативных мероприятий по их задержанию.

Также в 2017 году прокуратурой области уделялось внимание и состоянию антитеррористической безопасности социально-значимых объектов. Прокурорским проверкам были подвергнуты образовательные организации, лечебные учреждения, предприятия и организации топливно-энергетического комплекса. По их результатам в мае-сентябре 2017 года для устранения нарушений законности и обеспечения безопасности данных объектов в правительство региона внесены представление и информация.

В условиях возрастания угроз безопасности России вопросы организации органами государственной власти и местного самоуправления, а также структурами правоохраны и контроля работы по противодействию деятельности националистических, радикальных религиозных, этнических организаций, направленной на дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране, приобретают особое значение. Как и ранее, мы будем заниматься ею систематически.
Алексей ЧЕРНОВ