На улице Рылеева в понедельник сгорел дом, построенный по проекту архитектора Федора Ливчака. Причиной пожара предварительно назвали короткое замыкание, однако многие предполагают, что это мог быть поджог – старые здания, включенные в список памятников архитектуры, очень часто погибают не своей смертью.

Пожар начался около 10 часов утра в понедельник на улице Рылеева, 34. В здании, являющемся памятником архитектуры, находились офисы. Именно работники первыми и почувствовали запах гари и позвонили в МЧС.

Пожарные прибыли оперативно – огонь тушили 55 человек. Стены красивого дома, который стоит спиной к БСМП, удалось отстоять, но внутри выгорело почти все, повреждена кровля на всей площади, рухнуло перекрытие между этажами.

Между тем в 2013 году деревянный дом отметил столетний юбилей – строили его по проекту Ливчака. В советское время там располагался абортарий, затем – архитектурные мастерские. Занимала его и корпорация развития Ульяновской области. Последней там находилась юридическая фирма, но часть помещений пустовала.

Кадры с пожара неизменно включают в себя две вывески на заборе перед домом: «аренда» и «продам». Дом, как и множество других зданий, относящихся к объектам культурного наследия, оказался никому не нужен.

Предположительной причиной называется короткое замыкание. На это же указывают свидетельства работающих в здании людей, которые сообщили, что пожару предшествовали выбитые пробки и последующее сильное задымление. Было первое причиной второго или наоборот – предстоит разобраться специалистам. Полиция начала проверку по факту возможного поджога здания. Глава Управления государственной охраны объектов культурного наследия Шарпудин Хаутиев заявил, что в случае, если поджог будет доказан, возбудят уголовное дело.

Председатель правительства области Александр Смекалин уже заявил, что причиной возгорания стало короткое замыкание, которое могло стать следствием неосторожного использования отопительного прибора.

Однако известно, что зачастую именно с помощью огня освобождают лакомую землю от неудобных зданий. Случай с домом на улице Рылеева вписывается во все, происходящее в этом районе, – за последнее десятилетие улица Радищева, которая состояла фактически целиком из деревянных домов, обросла элитным жильем. Деревянных домов становится все меньше, как и строительных площадок. Если это и был поджог, то, скорее всего, именно ради расчистки удобной земли – возле БСМП, нового перинатального центра, фактически в самом центре города.

Впрочем, даже если причиной пожара действительно было короткое замыкание, поводов для раздумья достаточно – это очередной потерянный архитектурный памятник, до которого никому не было дела. Сколько их уже сгорело, а сколько еще сгорит, пока, наконец, не будет хоть что-то сделано на законодательном уровне в сфере охраны памятников?

По идее, дом должен быть отстроен заново, но прецедентов, когда уничтоженный архитектурный памятник, находящийся не на самом виду, восстанавливали, не так уж и много. Чаще всего про такие дома стараются забыть.

Сергей ГУРЬЯНОВ