Времена, когда человек, порой даже в большом городе, вынужден драться за свое выживание, никуда не ушли.

С потенциальными угрозами мы сталкиваемся часто. В последнее время, например, серьезно возросла озабоченность по поводу безопасности детских учреждений.

ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШАЮТ, С НИМИ ЖИВУТ
Этому есть объяснение. Дети, как мы знаем, лишены чувства опасности, а опыт, помогающий избежать неприятностей, приходит с возрастом. Но время не ждет. Выясняется, что в детских учреждениях есть великое множество уязвимых мест, дающих возможность для скрытого или явного устрашения детей. Выход один: учить юное поколение правилам поведения при угрозе того же террористического акта, готовить психологически к действиям в опасных и экстремальных условиях.

Этой проблемой всерьез озаботились депутаты областного парламента. Председатель комитета по социальной политике ЗСО Игорь Тихонов в конце прошлого года дважды проводил совещания по вопросу обеспечения безопасности учащихся в образовательных учреждениях и в детских садах. Встречи проходили с участием представителей министерства образования и науки, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ульяновской области, прокуратуры.

Председатель комитета напомнил, что финансирование статьи, связанной с обеспечением безопасности учебных и дошкольных организаций, минобром предметно не рассматривалось. Хотя депутаты неоднократно поднимали эту проблему в связи с обеспокоенностью родителей за безопасность своих детей.

«Мы, – пояснил Игорь Тихонов, – этот вопрос ведем в регионе системно уже не первый год. Результатом наших усилий стало принятие еще в 2013 году Стандартов безопасности общеобразовательных организаций. Документом рекомендован комплекс мер по обеспечению безопасности: оборудование учреждений системами видеонаблюдения и громкоговорящей связи, тревожной сигнализацией с выводом сигнала «тревога» на пульт вневедомственной охраны, турникетами при входе в здание. Территории школ и детсадов должны быть хорошо освещены, обнесены забором, на въездах на их территорию необходимо установить шлагбаумы».

Эти предписания, по словам министра образования региона Натальи Семеновой, соблюдают далеко не все. Многие учебные учреждения охраняют либо представители ЧОПов, либо «лица, прошедшие специальное профессиональное обучение и имеющие лицензию». На будущий год в бюджете области на обеспечение безопасности учащихся запланировано свыше 51 миллиона рублей. Из них 36 миллионов пойдут на установку и дооборудование системами видеонаблюдения, более 11 – на установку турникетов и почти 4 миллиона -на установку ограждений. Серьезные претензии высказал депутат Ростислав Эдварс. По его мнению, средств, о которых сказала министр, явно недостаточно. В соответствии с постановлением Правительства РФ об антитеррористической защищенности образовательных учреждений в учебных заведениях страны должен быть весь комплекс мероприятий и средств, в который входит и противопожарная безопасность, а это очень серьезные затраты. Более того, по действующему законодательству школа или детский сад не могут пользоваться услугами частных охранных предприятий. Тревожные кнопки должны быть выведены на пульт либо во вневедомственную охрану, либо в Росгвардию, либо в ситуационный центр «112». В соответствии с законом школы должны быть отнесены к трем различным категориям в зависимости от численности учащихся. Каждая категория потребует только ей присущие меры безопасности. Так что минобру предстоит провести очень большую подготовительную и организационную работу.В ходе совещания были названы и другие проблемы, мешающие в организации безопасности. Так, например, средства, предоставляемые муниципалитетам в виде субвенций из областного бюджета для учебных учреждений, не всегда используются руководителями школ по назначению. Более того, директора допускают долги за услуги по обеспечению безопасности учебных заведений. По итогам встречи перед минобром поставили конкретные вопросы. Какие учебные учреждения какой категории будут соответствовать?

Какие школы должны быть в обязательном порядке дооборудованы кнопками тревожной сигнализации и куда пойдет их сигнал? Каким должен быть объем субвенций на эти цели и сколько средств реально требуется для решения задачи по обеспечению безопасности детей в учебных организациях? На подготовку ответов времени отпустили немного.

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
К рассмотрению проблемы депутаты вернулись в декабре. Игорь Тихонов напомнил, что на предыдущей встрече Наталья Семенова представила информацию о ситуации с обеспечением безопасности по каждому муниципальному образованию. Комитет, помнится, тогда сделал вывод о серьезных недоработках в этой сфере. Минобр получил «домашнее задание» подготовить информацию по исполнению основных требований, связанных с обеспечением безопасности школьников и воспитанников детских садов. А также представить финансовый документ, который обосновывает расходы на реализацию задания. Но и в этот раз, по мнению председателя комитета, депутаты не получили ответа на свои вопросы.

Министр призналась, что в большинстве муниципалитетов мероприятия по обеспечению безопасности школ и детских садов не выполняются даже на 10%, полицией и вневедомственной охраной ни одно образовательное учреждение не охраняется. Система контроля доступа имеется в образовательных учреждениях только двух муниципальных образований. В шести муниципалитетах школы пользуются услугами ЧОПов (в Димитровграде – 66% школ, в Ульяновске – 47, в Новоульяновске – 40%). Выходом из сложившейся ситуации в большинстве школ стал… вахтер, который, как справедливо полагают депутаты, в экстренной ситуации, скорее всего, будет бессилен. Если вконец оборзевшие хулиганы позволяют себе нападать на полицейские патрули, кстати, вооруженные, что может сделать безоружный и часто преклонных лет вахтер?

Единственное, что сумел и успел сделать минобр, это подготовить документы на паспортизацию образовательных учреждений по определению категории безопасности. Их школы должны получить до первого марта текущего года. Все остальные мероприятия, по заверениям министра, будут проводиться по мере корректировки областного бюджета.

На «обещалки» депутаты не повелись. Министерству в очередной раз поставили задачу: в наикратчайшие сроки предоставить «дорожную карту» на 2018 год, которая включит в себя план мероприятий по безопасности и источники финансирования. В свою очередь Ростислав Эдварс предложил перераспределить средства, которые приходят образовательным учреждениям в виде субвенций из областного бюджета. Что интересно, 95% этих денег идет на зарплату учителям, 3% – на учебники и 2% – на прочие расходы, в том числе обеспечение безопасности. Учитывая, что у школ огромный список обязательных расходов, деньги на которые берутся как раз из этих «прочих расходов», средств на охрану жизни и здоровья детей не остается. Школам остается одно: «трясти» родителей. И они «трясут». Но лавочке, похоже, приходит конец. Школам предстоит решать задачи по обеспечению безопасности детей без участия родителей. На эти цели не хватает 79 миллионов рублей. Где их будут брать школы? Непонятно.

Правда, Игорь Тихонов упомянул про «другие» региональные программы, которые можно привлекать к решению данной задачи. Но, судя по всему, будучи не совсем уверенным, что это сработает, такие программы называть не стал. Помимо «дорожной карты», минобру надавали множество других заданий, решение которых, как надеются депутаты, поможет «сеятелям разумного, доброго, вечного» обеспечить в своих учреждениях полную безопасность.

БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА
Но пока суд да дело, давайте вспомним, что за жизнь и здоровье детей отвечают не только школа и детсад, а каждый без исключения взрослый. Чтобы отвечать, надо много знать. Думается, что общие правила безопасности лишними не будут. Они простые.

Очень сложно, а часто и невозможно заранее подготовиться к той или иной ситуации, поэтому лучшим вариантом будет оставаться всегда настороже. Особенно на многолюдных мероприятиях с сотнями, а то и тысячами людей, в торговых центрах, на открытых концертных площадках .

Будет совсем не лишним обращать внимание на все подозрительное: людей, предметы, странную активность вокруг подвалов, подсобок, складов, в сдаваемых и снимаемых по соседству квартирах.

Нас учат, и в этом есть истина, что осторожность должны вызывать люди с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в неожиданном месте, например с огромным узлом в кинотеатре.

Не рекомендуется поднимать забытые неизвестными людьми сумки, мобильные телефоны, кошельки, другие вещи. Если уж взрослые в такие моменты забывают об осторожности, то о детях и вовсе говорить не приходится.

И, конечно же, нам не всегда видится обязательным держать в отдельном месте документы, деньги, предметы первой необходимости на случай эвакуации в экстренных случаях. Нас никто и ничто не обязывает в пределах хотя бы отдельно взятой семьи иметь номера телефонов и электронной почты друг друга для срочной связи. И совершенно напрасно: в беде мелочей не бывает, напротив, каждая из них чревата большими последствиями.

Но может случиться и так, что вы оказались с бедой один на один и у вас есть мобильный телефон. Звоните немедленно: МЧС, пожарная часть – 101, полиция – 102, скорая помощь – 103, газовая служба – 104, служба спасения – 112. Запомнили? А теперь передайте это своим детям. Такие знания для них лишними не будут. Когда ребенок потеряется в огромном городе, уйдет из дома и не вернется, попадет в компании бродяжек-одногодков, окажется в машине незнакомца и больше его никто никогда не увидит, подсядет на наркотики или алкоголь, короче говоря, столкнется с бедой один на один – жалкий и несильный, говорить о безопасности станет поздно.