В памятный день 21 января попробуем соединить две темы, связанные именем самого известного нашего земляка – В.И.Ульянова-Ленина.
О том, как проходили в Симбирске траурные дни 1924 года, свидетельствуют публикации того времени. 30 января (в день похорон Ленина) газета «Пролетарский путь» писала:
«Симбирск в трауре.
Никогда Симбирск не видел такой многолюдной демонстрации. 4 часа – момент придания земле праха Владимира Ильича – застает траурное шествие на Гончаровской улице. Гремит салют. Играет оркестр. Замена склоняются.
После салюта шествие… спускается вниз по Московской улице, где стоит дом Ильича, уже окруженный морем людей. Пришли уже и профсоюзы и школы. Десятки знамен развиваются в воздухе. Шествие подходит к дому. У входа красное знамя «Ильич умер»…
Играют два оркестра один за другим. Первой проходит 12-я школа, стройными рядами, опустив ружья, вслед за ними ЧОН, другие воинские части, профсоюзы, школы, крестьяне деревень Симбирской губернии, прибывшие издалека, чтобы отдать честь своему вождю.
Громадная масса проходит мимо дома Ильича, и, грустно склонив головы, расходится по домам»
На следующий день, 31 января 1924 г., газета поместила статью:
«Дом Ленина в день похорон.
Начиная с трех часов, к скромному домику на Московской улице стекаются огромные толпы народа.
Воздух прорезается медленными звуками похоронного марша; над толпами реют и бьются под январским ветром траурные знамена.
Вся Московская закружена народом. Народ идет сплошной массой в течение двух часов.
Многотысячные толпы внимательно осматривают домик Ильича – колыбель Октябрьской революции, первые камни фундамента которой сложились, быть может, еще здесь под живым впечатлением смерти Александра Ульянова на царской виселице.
Каждый стремиться попасть внутрь домика, побывать в стенах, где жил и думал вождь мирового пролетариата. Но домик невелик, и впустить туда всех невозможно. У парадной двери давка, сдерживаемая красноармейцами. У самого входа застыл почетный караул…
[далее следует подробное описание дома, его комнат, экспозиций историко-революционного музея]
В 5 часов вечера открываются двери для посетителей. Заведующий музеем тов.Алексеев сделал распоряжение пускать сразу не более 40 человек. Контингент посетителей чрезвычайно разнообразный. Тут весь Губисполком, много учащихся, красноармейцы, женщины, ребята. На столе – книга, в которой расписываются посетители.
Сгорбленная старуха, закутанная в шали, входит в дом Ленина, как в церковь, благоговейно рассматривает все реликвии Ильича, расспрашивает заведующего музеем о подробностях, вникая во все мелочи. Осмотрев все уголки домика Ильича, старушка взяла перо и, налегая всей грудью на стол, с трудом написала в книге посетителей: «Парфенова».
Ленина хоронит вся Россия. Траур одел всю нашу великую землю».
Эти строки публикаций приведены не только как дань памятной дате, но и в качестве вступления к дальнейшему повествованию.
Через несколько дней, а именно 5 февраля 1924 года, газета «Пролетарский путь» опубликовала еще одну заметку – обращение к жителям от имени истпартодела Симбирского губкома:
«Ко всем гражданам!
В г.Симбирске и его окрестностях до сих пор еще живет много лиц, имевших ранее те или иные сношения с семьей Ульяновых.
Многие из них известны Истпарту, многие из этих известных лиц представили Истпарту свои воспоминания и документы, связанные с жизнью Ульяновых, но и много есть и таких, которые Истпарту неизвестны. К ним-то и обращается Истпарт с просьбой предоставить по возможности в кратчайший срок свои воспоминания, а также все, хотя бы маловажные документы, относящиеся к Ульяновым…».
Вряд ли возможно судить обо всех результатах этого обращения – числе и содержании поступивших от населения воспоминаний и документов. Сейчас речь об одном обретенном тогда уникальном свидетельстве, значимость которого трудно переоценить – воспоминаниях Ивана Яковлевича Яковлева о семье Ульяновых, записанных Александром Владимировичем Жиркевичем.
Наверное, нет необходимости вновь подробно говорить об А.В.Жиркевиче – внуке симбирского губернатора, генерале, коллекционере, литераторе, передавшем Симбирску в 1923 году бесценную коллекцию произведений искусства и исторических реликвий. Сюда он приехал в 1915 году, спасая из прифронтовой Вильны семью, архив и художественные ценности. В Симбирске Александр Владимирович находился в гуще общественной жизни, близко общался с представителями творческой интеллигенции. Он добровольно принял на себя заведование военными лазаретами и тюремными учреждениями. Так как один из госпиталей находился на территории Симбирской чувашской учительской школы, Жиркевич познакомился с Иваном Яковлевичем Яковлевым и вскоре стал его близким другом.
Александр Владимирович уговорил И.Я.Яковлева заняться составлением мемуаров. В течение пяти лет, в войну, голод и холод, он почти ежедневно приходил к старому педагогу и записывал его воспоминания. Работа была завершена в 1922 году, незадолго до отъезда Ивана Яковлевича из Симбирска. Подписанная Яковлевым рукопись была передана его сыну, Алексею Ивановичу, и впоследствии неоднократно издавалась под названием «Моя жизнь».
У Александра Владимировича Жиркевича остались многочисленные черновики с записями воспоминаний И.Я.Яковлева. В январе 1924 года к нему обратились представители губисполкома с просьбой составить на их основе воспоминания о симбирском периоде жизни Владимира Ульянова и его родных. Старый, больной человек откликнулся с большой готовностью. Буквально за несколько дней он подготовил текст, озаглавленный «Воспоминания о В.И.Ленине друга его семьи Ивана Яковлевича Яковлева, со слов последнего записанные А.В.Жиркевичем».
Составленный Александром Владимировичем текст «Воспоминаний» не является дословной записью рассказов И.Я.Яковлева. Жиркевич дополняет их сведениями, полученными из других источников, собственными размышлениями. В частности, он пытается понять: какие явления симбирской действительности; какие события, произошедшие в семье, привели Владимира Ульянова на путь революционной борьбы.
В заключительной части «Воспоминаний», уже исключительно от себя, А.В.Жиркевич описывает события последних лет проживания в Симбирске И.Я.Яковлева: травлю его со стороны местных властей и части чувашской «общественности», отстранение от руководства школой, попытки выселить из квартиры… Все это непосредственно связано с основной частью повествования, т.к. порой только личное вмешательство В.И.Ленина заставляло зарвавшихся самодуров на время оставить заслуженного старого человека в покое. Но в конечном итоге именно эта атмосфера преследований заставила семью Яковлевых уехать в Москву.
Сами старики Яковлевы избегали беспокоить Владимира Ильича своими проблемами, прибегая к его заступничеству лишь в исключительных случаях. По поводу произвола, творившегося в Симбирске, к Ленину не раз обращался сын педагога, профессор А.И.Яковлев. В то же время, зная о теплом и уважительном отношении главы государства к чувашскому просветителю, к Яковлеву постоянно обращались за помощью простые люди – неправедно обвиненные, ограбленные, униженные. И Иван Яковлевич немедленно принимался хлопотать. Подобные случаи также описывает А.В.Жиркевич.
Александр Владимирович и сам пострадал из-за дружбы с И.Я.Яковлевым. При чувашской школе он основал историко-этнографический музей и заведовал им. Принимал он участие и в создании Чувашского института народного образования. В 1922 году, наряду с другими людьми, близкими к Яковлеву, Жиркевич изгнан из музея и Института, «как лицо незнакомое с бытовыми особенностями чувашского народа и не знающее чувашского языка».
Говоря о днях траура, проходивших в Симбирске в январе 1924 года, Александр Владимирович с горечью замечает: «Вот кто могли бы еще и еще рассказать много хорошего про Володю Ульянова – это старики Яковлевы, с пеленок его близко знавшие. А их в Симбирске с нами не было…».
Таким образом, «Воспоминания» – ценный исторический документ, в создании которого принимали участие два выдающихся и бесспорно заслуживающих доверия человека – И.Я.Яковлев и А.В.Жиркевич.
В «Воспоминаниях» Иван Яковлевич с большой теплотой говорит об Илье Николаевиче, Марии Александровне, их детях. Александр Владимирович в своих дополнениях и комментариях, не разделяя политических убеждений В.И.Ульянова-Ленина, в то же время отзывается о нем с большим уважением и благодарностью за помощь семье Яковлевых. Не мог А.В.Жиркевич игнорировать и тот факт, что текст составлялся им по просьбе официальных властей. В «Воспоминаниях» нет ничего, что бросало бы тень на семью Ульяновых и лично на вождя.
И, несмотря на это, увидеть свет «Воспоминания» не могли. Уж очень не соответствовал правдивый рассказ рафинированному и тщательно приглаженному образу вождя мирового пролетариата, который создавался в то время. Впрочем, сами судите об этом, прочитав приложенный документ.
«Воспоминания» И.Я.Яковлева о семье Ульяновых не были изданы. Но, как материал несомненной исторической ценности, их передали в фонд музея В.И.Ленина с категорическим и красноречивым грифом: «Исследователям не выдавать». Там папка с машинописными листами и хранилась многие десятилетия.
«Воспоминания о В.И.Ленине друга его семьи Ивана Яковлевича Яковлева, со слов последнего записанные А.В.Жиркевичем» были опубликованы в 10-м выпуске «Вестника Ленинского мемориала», изданном в 2009 году. Текст приведен по этой публикации, без каких-либо сокращений. Все авторские и редакционные примечания сохранены (помещены в конце текста). Перед началом «Воспоминаний» приведено также предисловие, напечатанное в источнике. Из-за большого объема документ сохранен в виде текстового файла, прикрепленного ниже и помещенного в документы группы.
P.S. Согласен, материал сегодня предложил непростой и, надо думать, не всем близкий. День такой. Ну, ничего. Завтра будет яркий, красивый сюжет без длинных текстов.

Делегация работниц завода им. Володарского в Историко-революционном музее (дом Ульяновых на улице Ленина). 3 февраля 1924 года.
(«Вестник Ленинского мемориала», вып.5, 2004)
Газета «Пролетарский путь» от 8 февраля 1924 г.:
«3 февраля наши делегатки ходили в город, в дом, где жил В.И. Ленин и осматривали помещение, все комнаты, где жил и воспитывался Ленин.
Смотрели разного рода протоколы, слушали рассказы о том, как его арестовали, как он сидел в тюрьмах, о его подпольной работе. Вся его жизнь была перед нами налицо. Сколько было у него работы, сколько забот, чтобы только спасти пролетариат, как бы помочь бедным. Володарцы, все, кто желает, предлагаю в день отдыха сходить в дом Ленина и познакомиться самим лично с жизнью и идеями Ленина. Выберите хороший день и устройте маленькую экскурсию так же, как это сделали наши делегаты».

Дом-музей В.И.Ленина до реставрации:
1) 1928 год. «Вестник Ленинского мемориала», вып.5, 2004.
2) Почтовая карточка, 1925.

1) Открытие Дома-музея В.И.Ленина. 7 ноября 1929 года. ГИМЗ “Родина В.И.Ленина”.
2) Дом-музей В.И.Ленина. Путеводитель «Дом-музей В.И.Ленина в Ульяновске», Куйбышев, 1940.

Посетители во дворе Дома-музея В.И.Ленина. 1936 год. ГИМЗ “Родина В.И.Ленина”.

Экскурсанты с плавучего дома отдыха «Клим Ворошилов» в Доме-музее В.И.Ленина. 1938 год.
ГИМЗ “Родина В.И.Ленина”.

Л.С.Котляров «Семья Ульяновых». 1969. (репродукция на открытке).

Э.М.Юрьев. «Друзья И.Ульянов и И.Яковлев». 1969.
Чувашский национальный музей (chnmuseum.ru).

П.В.Сизов:
1) «И.Я.Яковлев и И.Н.Ульянов в Симбирской чувашской школе». 1985.
2) «И.Я.Яковлев знакомит Володю Ульянова с Охотниковым». 1985.
3) «Что я могу сделать для Ивана Яковлевича?». 1986.
Чувашский государственный художественный музей (artmuseum.ru).

1) И.Я.Яковлев. Первая четверть 20 века. Чувашский государственный художественный музей (artmuseum.ru).
2) А.В.Жиркевич. Симбирск, 1922 год. Источник: gorod.lv.

Воспоминания И.Я.Яковлева о семье Ульяновых.doc