Василий Залесский
Может быть, это кому-то выгодно?
начале прошлого года по городу бодро разнеслась радостная весть: в течение сезона-2017 на ремонт дорог направлена рекордная денежная сумма, да и в будущем 2018-м она будет не намного меньше… Однако особой эйфории по этому поводу тогда почему-то никто не испытал, да и сейчас не испытывает. Почему? А потому что люди-то знают, чем дело может обернуться.

«ТАЮЩИЕ» ДОРОГИ
Традиционно признаки разрушения вновь отремонтированных автодорог в Ульяновске, как правило, проявляются после первого же таяния снегов. Помнится, в 2010 году срезали все старое покрытие на улице Гончарова и замостили вновь армированным асфальтом с некой мастикой. Это покрытие тогда анонсировали если не как вечное, но лет десять без ремонта гарантировали. И уже по весне на нем появились серьезные ямы, а асфальтовая крошка полетела из-под колес. С какой помпой презентовали новое дорожное покрытие на Императорском мосту в том же 2010 году! И уже через пару лет руководителю фирмы-подрядчика пришлось оправдываться: по ГОСТу толщина асфальта должна быть 70 мм, а финансов из бюджета выделили только на 50. А ведь вся пресса трубила: дорожное покрытие отвечает всем мировым стандартам качества и не потребует никакого ремонта как минимум 8-10 лет. Щас!

И четырех лет не прошло с момента капремонта улиц Октябрьской и Гимова, а их хоть снова перекрывай! Таких примеров множество – все и не перечислишь. Объяснение им еще в 2013 году попытался дать Сергей Панчин, будучи и.о. руководителя администрации Ульяновска. Причин, по его мнению, тогда было две: кадровый голод и недобросовестные подрядчики из серии контор «Рога и копыта».

А ведь директор областного департамента автодорог Сергей Холтобин тогда же утверждал, что решение проблемы есть: подрядчики с 2010-го по 2013 год за свой счет приобрели девять современных асфальтобетонных заводов. Ну, приобрели. И что? Асфальт почему-то не стал прочнее и долговечнее.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
За 2017 год в Ульяновске было отремонтировано 27 участков дорог общей протяженностью около 36 километров. В следующем планируется отремонтировать почти столько же – около 35 километров. В Ленинском районе это участки улиц Гагарина, Юности, Любови Шевцовой, Радищева, Спасской, а также подъездов к старому мосту. В Засвияжье частично обновится асфальт на улицах Промышленной, Ефремова, Рябикова и Автозаводской. Причем местами планируется обновить тротуары и построить новые заездные карманы. Должен завершиться ремонт всех магистральных дорог Железнодорожного района – проспекта Гая, улиц Локомотивной, Инзенской, Хрустальной, Державина. В Заволжье дождутся своей очереди улицы Врача Михайлова, Волжская, Одесская, Академика Павлова, а также проспект Дружбы Народов и Димитровградское шоссе.

КТО СОЗДАЕТ ПРОБЛЕМЫ?
Впрочем, дело не только в качестве дорог. Масштаб бедствия обозначил водитель с шестнадцатилетним стажем Сергей Баранчиков: «Проблема не только в качестве дорожного покрытия. Тормозит движение любое пересечение автодороги с трамвайными или железнодорожными рельсами, а на южном выезде из города у фабрики «Волжанка» в часы пик движение просто замирает из-за ям на переезде. Тормозит движение чрезмерное обилие пешеходных переходов и остановок маршруток, для которых далеко не везде оборудованы «карманы». И еще кажется, что асфальт, который укладывали в советские времена сохранился местами лучше, чем тот, что появился год, два или три назад. За тридцать лет, что я живу на проспекте Гая, не помню ни одного случая, чтобы бывшее Сызранское шоссе перекрывали для капитального ремонта, но дорожное покрытие там выглядит куда лучше, чем во многих других местах».

Помимо постоянных проблем на дорогах, ульяновцам периодически устраивают и «плановые»: например, во время легкоатлетических эстафет и массовых шествий обычно перекрывается не только маршрут движения, но и ряд улиц, где не ступает нога бегуна или демонстранта! Итог – транспортный коллапс на большую часть дня.

СЫРОВАТО…
А вечные лужи! Стоит пройти дождичку, как ряд перекрестков превращается в водные преграды. После знаменитого наводнения в Новом городе в 2014 году городские власти обещали масштабную реконструкцию ливневой канализации. Что-то было сделано?

Кстати, о ливневке… Она-то как раз и нуждается в капитальной реконструкции, но об этом в планах работ по ремонту дорог даже и не упоминается. О тротуарах – да, о ливневках – нет. А между тем прошлым летом под воду не раз уходили ряд участков только что отремонтированных дорог – например, на улице Локомотивной. И это – не считая «великого потопа», случившегося 5 июля.

Летнее перекрытие улицы Кирова, связанное с ее реконструкцией, заставило автомобилистов проверить на проходимость объездной путь по улице Каштанкина, который можно назвать лишь полосой препятствий. Видимо, чтобы никто не видел, что происходит рядом с центральной магистралью, его тоже на всякий случай перекрыли кучей песка.

Почему же, несмотря на все обещания и заверения, за все последние годы ничто принципиально не изменилось? Вариант ответа, который первым приходит на ум: если сделать один раз качественно и надолго, то возникла бы другая проблема – как освоить те миллиарды рублей, что выделены на дорожное строительство в этом сезоне, и бесчисленные бюджетные миллиарды в будущем.