В двух залах Музея изобразительного искусства XX-XXI веков (улица Л.Толстого, 51) 24 января открылась персональная выставка ульяновского художника Вячеслава Сайкова «Превращения. От быта к арт-объекту». В экспозиции представлено 26 произведений живописи.

Художник Сайков изображает крупным планом самые будничные, бытовые вещи. Ему интересна их форма и их содержание, то есть материал, из которого они изготовлены. Вот тщательно выписана одна ложка, занимающая целое полотно. Зато какая ложка! Она сверкает металлом! На другой картине – уже три ложки, есть полотно с полным комплектом столовых приборов. Кажется, треть произведений, составляющих экспозицию, художник создал, не выходя из кухни. Здесь и острый нож, лежащий на стопке то ли салфеток, то ли кухонных полотенец, и мясорубка в разобранном виде (зрители прикидывают, все ли составные части на месте), и даже доска для работы с тестом занимает целую картину. Ничего больше, только доска. Названий своим произведениям художник традиционно не дает, думай, что хочешь. А что тут думать? Ложка, она и есть ложка. А доска – доска. Разве что выписаны все предметы рукой мастера, который превратил обыденные вещи в объект искусства.

Не знаю, как можно назвать такие сюжеты. При полном минимализме это и не натюрморты, и не пейзажи. Он рисует забор, но это только небольшая часть забора в несколько досок, стенка – только ее небольшая площадь. Изображает трамвайные пути – выписаны метра два рельсов, шпалы с болтами и гайками, гравий. Все очень реалистично. Такое направление в живописи называется гиперреализмом, изображение максимально приближено к фотографии.

Вячеслав Сайков родился в 1954 году в Ульяновске. Рисовать начал с детства. Окончил художественную школу, затем Пензенское художественное училище. Художник не раз участвовал в областных выставках, а в 1989 году его картины были представлены на художественной выставке «Соц-Арт» в Польше. В 2010 году персональную выставку Сайкова в рамках проекта «На местах» представляла московская «Восточная галерея». Картины художника экспонировались в столичной «Арт-галерее».

Марина КОНОВАЛОВА