Конец 2017 года выдался для председателя ТОС «Мостовая слобода» Владимира Сидорова весьма насыщенным на позитивные события. Помимо подарков и поздравлений от близких и друзей, он получил ни с чем не сравнимые ощущения признания своего труда, как говорят, на высшем уровне.

Возглавляемый Сидоровым ТОС стал главным триумфатором на награждении федеральной премией «Гражданская инициатива» в Москве. В беседе с Владимиром накануне этого события ни он, ни мы, разумеется, не предполагали о таком повороте событий.

Опыт – это бесценно
– Мы были признаны лучшими в номинации «Ростки новой власти», – уже по возвращении из столицы поделился с нами Владимир. – Приятно также, что премию мне вручал лично представитель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин (остальные лауреаты получили статуэтки и сертификаты из рук приглашенных артистов. – Ред.).

По природе своей Сидоров – натура деятельная. Да, собственно говоря, иначе и нельзя. Мало того что он занят собственным бизнесом, так в довесок к этому он взялся рулить ТОСом, решать вопросы в Общественной палате области, да еще и руководить центром реабилитации бывших осужденных «Свобода». На вопрос, спит ли он вообще когда-нибудь, Сидоров слегка улыбается, после чего отвечает: бывает иногда.

Бизнесом наш герой занялся в разгар смутных и лихих девяностых. Пока служил в армии, успел рухнуть Советский Союз, а на его обломках – медленно и с проворотами – начиналось рождение новейшей России. Все давно знают, что творилось тогда в стране на всех уровнях. И только самым целеустремленным и стрессоустойчивым (бандиты – в счет) удавалось начать свое дело.

– Я работал на УАЗе, как и мой отец. У меня уже была семья, родилась дочь, и надо было как-то их содержать. Я до сих пор благодарен за понимание и помощь многим людям. Особенно – моей жене, которая помогала мне в буквальном смысле, а не советами. По ночам она со мной собирала вручную зеркала к «уазикам». Я шел на подработку после основной смены на заводе, она – после утомительного дня, проведенного с ребенком и в хлопотах по хозяйству. Так что если кто-то думает, что путь к собственному бизнесу проходил у меня «по щучьему велению», то это не так. Нередко мы и на работу ходили пешком, поскольку не было денег на проезд. Такой опыт незабываем.

«Коммунизм» за решеткой
Давно уже Сидоров выкупил тот бизнес, существенно его расширив. И главное ведь не в личном достатке, хотя это и было ключевой причиной для ответственного и семейного мужчины. Дело в том, что Сидоров не просто нанимает теперь работников – он снабжает заказами исправительные колонии, размещая производство на зонах. На эту тему мы говорили в нашем с ним предновогоднем интервью.

– Увы, рабочих мест в колониях создается крайне мало, – пояснил тогда Сидоров. – Поэтому еще в начале нулевых я обеспечивал работой осужденных на «двойке» и «четверке».

Есть здесь, конечно, и нюансы. Не все осужденные горят желанием зарабатывать своими руками. Определенная категория их живет по принципу «работать – не по понятиям». Здесь, говорит наш собеседник, карательные меры не работают, а к решению вопроса нужно подходить законодательно.

– В настоящее время в Ульяновской области более семи тысяч осужденных. Но работают только 900 человек. То есть они материально окупают свое содержание. А тратится на одного осужденного ни много ни мало 25 тысяч рублей ежемесячно. Их ведь обуть-одеть надо, а еще кормежка, медицинское обслуживание. Так что живут они в этом смысле как при коммунизме – на полном государственном обеспечении. Я подсчитал, что на содержание осужденных тратится сумма, сравнимая с половиной бюджета города Ульяновска!

Ситуацию Сидоров объясняет просто. Не секрет, что со справкой об освобождении устроиться на работу крайне непросто. Помыкавшись на свободе за 15 тысяч в месяц, кто-то вновь стремится на зону – на полный пансион. Некоторые из стариков лично говорили Сидорову о том, что и умирать они пойдут на зону, потому что там похоронят бесплатно. Здесь мнение Сидорова однозначно: «Пока на свободе не будут созданы соответствующие условия, они будут стремиться обратно на зону».

Все началось с подбитых воробьев
В 2014 году Сидоров создал в Ульяновске Центр социальной и трудовой адаптации «Свобода». Что явилось главным побудительным мотивом к его созданию? Об этом Владимир Владимирович говорит так:

– С детства я был очень жалостлив к тем, кто не может обойтись без посторонней помощи. Сколько раненых птиц – воробьев, голубей, ворон – я притаскивал домой на лечение, и не сосчитать. Моя 23-летняя дочь, видимо, в меня пошла в этом смысле: до сих пор приносит птах домой. Мы их возим к ветеринарам. Однажды мы даже поселили раненого орла в нашем центре «Свобода», и там он зимовал вместе с бывшими осужденными.

При этом Сидоров уточняет, что «для галочки» – как можно больше – в центр они не набирают (дело не в количестве, а в адресной помощи). Такую помощь, к слову, получил бывший гражданин Таджикистана, а ныне – человек без гражданства (имя по понятным причинам не называем. – Ред.). Когда тому срочно понадобилась медицинская помощь и его отказались принять, именно Сидоров обрывал телефон главы областного минздрава Рашида Абдуллова. И только благодаря этой настойчивости человек остался жив.

Сидоров придет – порядок наведет
Возглавить ТОС в поселке Мостовая Сидорова подвигло то же страстное, заложенное еще в детстве с больными воробьями, желание помогать. Просто сам он до сих пор благодарен многим, помогавшим ему в 90-е, и хочется ему хоть как-то отдать этот, как он считает, «долг человечеству».

– Я ж сам – мостовской, – говорит он. – Здесь родился, здесь и живу. Потому и проблемы местных – мои проблемы. Сперва построил дом рядом с родительским. Как говорят, благоустроился. После чего огляделся вокруг – и испытал… ужас. До чего неустроенно живет огромная масса земляков. Ежегодно паводок топит нас по самые уши. Огороды превращаются в водохранилища. Даже дорожное полотно, бывало, смывало ливнями и потопами.

Несогласованность местного ТОСа с городскими властями на тот момент, по словам Сидорова, и заставила его в конце концов принять предложение стать председателем.

Сам он говорит, что главное в работе – учитывать так называемый человеческий фактор, чувствовать, что нужно людям. Но и спрашивать с них – в не меньшей степени.

– Многие ждут манны небесной, – разводит руками председатель, – и не понимают, что ТОС – не волшебная палочка и не рог изобилия. Сама аббревиатура означает – территориально-общественное самоуправление. Общественное, понимаете! Иными словами, каждый должен вносить свою лепту в общее дело. Это я и стараюсь доносить до сограждан. И вижу – многие начинают понимать.

Да и как не понять, если прямо на твоих глазах председатель ТОСа откровенно вызывает «на бой» нерадивых чиновников, которые «не замечают» отсутствия дренажной системы в поселке. Или когда он на собственном авто в одиночку пускается в погоню за самосвалом, свалившим мусор прямо посреди улицы.

«Сидоров – мужик! Хозяин своему слову», – говорят о нем в поселке. Примерно то же самое, но в иной формулировке прозвучало на форуме гражданских инициатив из уст Кудрина, когда он, вручая Сидорову приз, перечислял программы, которые уже реализуются в поселке Мостовая, и приводил их в пример всей стране.

Однако круче Кудрина выразилась одна из жительниц Мостовой, сказавшая нам: «Да Владимира Владимирыча давно пора в мэры! Он бы навел порядок, уж будьте уверены».

Досье «ДЗ»
Владимир Сидоров родился 11 мая 1972 года в Ульяновске (пос. Мостовая). В 17 лет выучился на слесаря-ремонтника в СПТУ-7. С 1990-го по 1992-й служил в армии. Работал на УАЗе. Создал собственный бизнес по производству автозапчастей.

Помимо этого, возглавляет ТОС и Ассоциацию территориальных общественных самоуправлений Ульяновской области, а также центр «Свобода».

Бакалавр юриспруденции (Современная гуманитарная академия, 2013 г.).

Женат. Имеет дочь.