«[…] Предаваться любимому делу без помех и поправок невежественных и бесчестных людей, чтобы быть действительно нужными для жизни простых людей […]».

А.А. Пластов. Из письма сыну.

 

Подготовил Антон Шабалкин,

ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области

 

31 января 2018 года исполняется 125 лет со дня рождения Аркадия Александровича Пластова. Этот великий человек и художник по праву составляет гордость отечественного искусства. Его иллюстрации украшали советские буквари, старшее поколение помнит, как писало сочинения по его картинам, напечатанным в учебниках. Творчество Пластова представлено во многих музеях, его имя носит бульвар в Ульяновске, в сентябре его имя собирает художников, искусствоведов, краеведов на Международную ассамблею «Пластовская осень».

И вместе с тем мы, земляки, порою совершенно невежественны в своих знаниях о земляке и его творчестве. Причем это касается как рядовых обывателей, так и лиц во властных структурах. Помнится, меня очень покоробило, когда несколько лет назад депутат Госдумы с высокой сцены назвал наш регион родиной великих художников – Аркадия Пластова и… Никаса Сафронова, видимо, искренне считая, что талант измеряется частотой мелькания на экране и в скандальной хронике. Или другой пример. Маршрутка проезжает мимо памятника на бульваре Пластова, и малыш обращается к своей бабуле: «Кто это?». А та на полном серьезе отвечает: «Это дедушка Ленин»…

Приведем всего несколько фактов из жизни Пластова, разумеется, не претендуя на полноту информации. Но, надеясь, что кому-то это поможет чуть больше узнать об академике живописи из Прислонихи.

***

Изображения односельчан, вышедшие из-под кисти и карандаша Аркадия Александровича Пластова, лучше всякой характеристики раскрывают внутренний мир жителей Прислонихи. Вот, например, портрет 1938-1939 годов Петра Андреевича Тоньшина: здоровый мужик с лохматой бородищей прямо смотрит с полотна на зрителя. Он внешне спокоен, но чувствуется властный крутой нрав, не терпящий противоречий, и то, что такому палец в рот не клади. И действительно, за десятилетие с лишним до написания портрета Тоньшин успел «отличиться».

Газета «Пролетарский путь» 28 июля писала в заметке «Неограниченная власть»: «Председатель Прислонихинского сельсовета, Ульяновского уезда, П.А. Тоньшин, хватив «перваку», пошел с обыском к гр-ке Г[…]ой.

– Сказывай, где спрятала краденый лес!.. Начали ругаться. Не понравилось Тоньшину то, что ему «возражают». Взял прут и начал им хлестать Г[…]у. На ее крик сбежались соседи. Вступились было за женщину. Председатель и на них напал. Кому клок бороды вырвал, у кого клок пиджака. «Сельского начальника» суд приговорил на 1 год со строгой изоляцией». В портрете, как видим, художник уловил суть своего героя.

***

В конце 1942 года Пластов получил командировку на войну. В командировочном предписании, выданном Центральным домом Красной армии имени М.В. Фрунзе, указывалось: «С получением сего предлагаю Вам отправиться в распоряжение начальника Политического Управления Сталинградского фронта для выполнения зарисовок с натуры и сбора материала к 25-летию Красной Армии для выставки «Великая Отечественная война в советском изобразительном искусстве». Срок командировки 35 дней с 21 декабря 1942 г. по 25 января 1943 г.». В составе группы художников Аркадий Александрович стал свидетелем разгрома фашистов в великой битве на Волге и привез оттуда массу этюдов и зарисовок.

***

В феврале 1943 года художник представил в Манеже на выставке, посвященной 25-летию Красной армии, картину – пленные, ободранные фрицы, которых везут на телегах под конвоем. Вернисаж посетил маршал Климент Ефремович Ворошилов, неравнодушный к изобразительному искусству. Однако, увидев пленных гитлеровцев на телегах, маршал оценил отнюдь не художественные достоинства полотна. Негодование «первого красного офицера» не знало предела: «Они, гады, нам полстраны разрушили, а мы их на телегах катаем! Пусть, сволочи, пешком идут!». Спорить с «искусствоведом» Ворошиловым никто не посмел. Картина незамедлительно исчезла из экспозиции, и даже сам автор не смог выяснить ее судьбу. А спустя годы Аркадий Александрович написал новый вариант – пленные и ободранные немцы тащились пешком. Эту историю сын художника, Николай Аркадьевич Пластов, поведал 5 июля 1986 года на открытии Пластовской картинной галереи. А о композиции первоначальной картины можно судить по маленькому акварельному повторению, которое Аркадий Александрович отослал в письме на фронт ученику и другу Виктору Васильевичу Киселеву.

***

Недавно Ульяновская область отпраздновала свое 75-летие. Аркадий Александрович в 1940-е годы тоже «ходил во власть». В Государственном архиве Ульяновской области хранится плакат-листовка к выборам 21 декабря 1947 года в Ульяновский областной совет 2-го созыва кандидата по 64-му Языковскому избирательному округу Аркадия Александровича Пластова. Надо отдать должное авторам текста, которые достаточно подробно изложили биографию кандидата: «Его отец, дед и прадед были потомственными живописцами. Еще и сейчас в простом крестьянском доме, в Прислонихе, где художник живет и работает, можно увидеть произведения, написанные его предками». Разумеется, предки Пластова были иконописцами, но упоминать об этом в биографии советского художника было нельзя.

Вот еще интересная информация: «Ряд скульптурных работ Пластова связан с Ульяновском. Мемориальные доски, установленные на Доме-музее Ленина, на здании гимназии, которую окончил Владимир Ильич Ленин, а также на стене дома по бывшей Стрелецкой улице, где родился Ленин, украшены скульптурными портретами Ильича работы Пластова». На Доме-музее Ленина мемориальная доска работы Аркадия Александровича находится и по сей день. Один из двух других барельефов можно увидеть в постоянной экспозиции Ленинского мемориала. Домом, где родился Ильич, до 1960-х годов ошибочно считалось здание, в котором ныне размещается Квартира-музей В.И. Ленина.

***

На стене мастерской художника в Прислонихе висит венок из дубовых ветвей. Ему уже более 70 лет. Когда в 1946 году Пластову была присуждена Сталинская премия 1-й степени за картины «Сенокос» и «Жатва», этот дубовый «лавровый венок» подарил лауреату Виктор Киселев, пришедший за несколько километров из деревни Комаровка поздравить старшего товарища.

***

Во дворе пластовского дома стоит большая коряга, напоминающая какое-то животное. Ульяновский журналист Николай Афанасьевич Малинин, много писавший о Пластове, в своих статьях именовал деревянную зверюгу оленем. Когда я спросил внука художника, Николая Николаевича: «Кто это?», он, не задумываясь, ответил: «Змей Горыныч!». Уж кому, как не «Коле маленькому» было знать, какую зверюгу смастерил для него дед.

***

В мастерской и на усадьбе Аркадия Александровича бережно сохраняются вещи, окружавшие живописца. И большой чемодан, спутник в пути, и вырезанные из корней бересклета фигурки русалок, балерин, животных, и самовары, в том числе подаренный крестьянами-татарами его тестю, бывшему земскому начальнику Алексею Николаевичу фон Вику. А еще – завернутый в бумагу засушенный чебрец. Эту траву Пластов брал в 1956 году в Италию, куда ездил с группой художников-академиков. И вдыхал аромат родных лугов. Трава до сих пор хранит запах – стоит только потереть ее меж пальцев… Среди всех этих простых и трогательных «мелочей» такими пустыми и ненужными кажутся высокопарные речи и помпезные мероприятия, которыми порой пытаются «воспитывать патриотов». Проведите день в Прислонихе, – и, если ваши сердца не очерствели, вы поймете, что такое настоящая любовь к родному краю.