Председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин обрушился с резкой критикой на Госстрой надзор за то, что эта структура принимает в эксплуатацию некачественно построенные дома. Стоит согласиться – проблемы здесь огромны.

Строят “более-менее”
У Смекалина спросили, каков процент некачественного жилья среди сданного в эксплуатацию. Премьер цифр не привел, но согласился – жилищная инспекция здесь не работает.
– То, что у Госстройнадзора не хватает людей, не отмазка, – цитируют Смекалина СМИ.

Он отметил, что проблемные дома есть, однако всех застройщиков этих зданий власти знают и будут работать с ними, устраняя недостатки в ручном режиме по каждому объекту.
В то же время он заметил, что «основные застройщики строят уже более-менее нормально». Вот с этим утверждением можно поспорить. Очень уж много претензий от людей, которые купили квартиры в построенных «основными застройщиками» домах. Например, покупатели квартиры в одном из домов по улице Защитников Отечества (застройщик – КПД-2) на севере города рассказали нам, что у них при очень хорошем отоплении температура держится не более +17 градусов. Они заказали независимую экспертизу – и та показала, что, по сути, застройщик некачественно сделал стену. В итоге первое, что грозит жильцам после ремонта, – плесень, которая наверняка появится из-за обнаруженной так называемой «точки росы». Кроме того, из пластиковых окон «сифонит», полы сделаны крайне неаккуратно и т.д. Покупатели пока думают, что им делать дальше – то ли ремонт, то ли писать претензию.

Дом этот, между тем, Госстройнадзором в эксплуатацию принят. По мнению надзорного органа, жить там можно.

В прошлом номере «СК» также писал о доме N538 по проспекту Нариманова, который в декабре 2015 года сдали без водо- и теплоснабжения и без работающих лифтов. Застройщик там тоже был известный – ООО «Олимп».

Таких примеров можно приводить очень много: достаточно вспомнить падающие балконы в новостройке в Железнодорожном районе, сорванные витражи с дома №6 по улице Терешковой и т.д. В судах рассматриваются дела, связанные с проливом крыш новостроек.

Хуже всего, что все эти дома были введены в эксплуатацию – чиновники почему-то не настаивали на том, что жилье нужно переделывать. После введения дома в эксплуатацию все недоделки, по сути, становятся проблемой покупателя: он, конечно, может идти в суд, направлять претензии, жаловаться, но нервы и деньги тратит уже свои. И здесь определенно следует что-то менять – то ли с Госстройнадзором, то ли со всей системой строительства и ввода зданий в эксплуатацию.

Еще хуже – с домами, построенными в рамках реновации или иных федеральных и региональных программ. Смекалин назвал особо проблемными дом в Ишеевке, на улице Пионерской, 23, и высотку на Ипподромной. В первом, например, тоже очень холодно, так как слабо работает отопление, были проблемы с газом, горячей водой. Это спустя год после введения дома в эксплуатацию!

– Многие пытаются попасть в федеральную программу, которая устанавливает максимальную стоимость квадратного метра. Чтобы такой квадратный метр построить, застройщик начинает экономить на материалах и на всем остальном. В итоге весь дом получается кривой, – рассказал Смекалин.

Город – «вытягивать вверх»
Глава регионального правительства также видит проблему в том, что нужно модернизировать сети там, где дома строят по программе реновации. Из-за этого жилье, которое строят «в чистом поле на новых сетях», дешевле и конкурентоспособнее, чем жилье по реновации. А реновация, судя по всему, очень ульяновских чиновников «заводит» – по московскому, конечно, примеру.

– С точки зрения градостроительства, размазывать город однозначно нельзя. Его нужно вытягивать вверх, – подчеркнул ульяновский премьер.

По его словам, у застройщиков кончается место, вытягивать город просто некуда. Все это указывает на то, что в ближайшие годы власти будут активнее раздавать земли под старыми домами застройщикам, чтобы те строили новые микрорайоны не на окраине города, а в других местах. В первую очередь речь идет о районах улиц Автозаводской и Локомотивной, где застройка и снос домов уже идут. Но старого фонда в городе очень много – когда кончится место в дальних уголках Ульяновска, застройщики позарятся и на старый жилой фонд севера города, на улицы в центре города, где сейчас стоят 50-летние дома.

«Вытягивать вверх» застройщики уже научились – один пример 24-этажного «Дома на Минаева», на месте, где долгое время запрещали строить вообще хоть что-то, чего стоит. Тянется вверх проблемная «свечка» на улице Буинской, столпились высотки на улице Кирова. Такие «великаны» будут появляться, судя по всему, все чаще и чаще и – как правильно заметил Смекалин – на старых сетях, в старых районах.

К тому времени, когда строительный бум начнет подкрадываться к районам, где сети рвутся уже сейчас просто от старости, нужно обязательно что-то сделать с Госстройнадзором – застройщики должны бояться сдавать некачественные дома. Пока, судя по всему, никакого страха у них нет – и желание сэкономить пересиливает.

Степан ГОРИН