В последнее время они вновь заявили о себе, притом изобретают всё новые и новые виды и способы облапошивания людей. “Молодежка” подобрала последние случаи.

НОВЫЙ КАПОТ, РАСКРУЧЕННЫЙ САЙТ И ЛЖЕВНУК
15 января этого года молодой матери, подрабатывающей вязанием на заказ, через социальную сеть “ВКонтакте” поступило предложение от некой Ольги. Женщина обещала мастерице раскрутить страничку, чтобы было больше клиентов.

– Я долго сомневалась, но потом почему-то согласилась. Прейскурант, который мне выслала Ольга, был вроде бы приемлемым, да и предложение интересное. Но как только я перечислила 500 рублей на её карту, мошенница исчезла и перестала отвечать на сообщения, – говорит женщина. – Через неделю одна моя знакомая пожаловалась, что с ней произошёл тот же случай, но аферистка представилась другим именем. Ничего с этим поделать нельзя: все данные из социальной сети о ней, скорее всего, неверные. Видимо, это уже целая система!

Другой случай. В дежурную часть отдела полиции обратился 20-летний житель Засвияжья. Молодой человек рассказал, что 31 января, около 13.00, его 89-летней бабушке позвонил неизвестный. Мошенник убедил старушку в том, что он её внук и находится в беде, поэтому ему срочно нужны деньги. Пенсионерка поверила в обман – и перевела аферисту 50 000 рублей.

Днем ранее, 30 января, 38-летняя жительница Засвияжского района также стала жертвой обманщиков. Женщина нашла на сайте бесплатных объявлений телефон продавца запчастей на автомобили и позвонила, чтобы заказать новый капот. С неё потребовали предоплату, 21 000 рублей, и, получив деньги, просто отключили телефон.

А вот 23 января произошла ситуация с точностью до наоборот. 19-летнему студенту Ульяновского высшего авиационного училища, который выложил объявление о продаже автомобиля, позвонил неизвестный. Мужчина якобы захотел купить машину и даже спросил данные банковской карты курсанта, чтобы перечислить предоплату. Однако после того как покупатель узнал их, со счета студента были списаны 40 000 рублей. “Покупатель” больше не выходил на связь.

“ДОЛГ” РЕБЕНКА ВОЙНЫ
Иногда аферисты прикрываются законом, запугивая жертву. Вот такой был случай. Всё началось с письма. В нём коллекторское агентство заявляло о долге, который необходимо погасить. Между тем он был довольно крупным – 12 тысяч рублей. Адрес указан верно, вот только никаких Сидоровых в квартире 70-летней пенсионерки Алины Павловны не проживало.

За первым письмом последовало второе, но родственники делали все возможное: не оставляли бабушку одну дома, поддерживали её и пробивали в паспортном столе: кто был прописан в квартире до пенсионерки. В третьем и четвёртом извещении пожилой женщине стали приходить угрозы “обращения в суд”. Игнорировать психологическое давление становилось всё сложнее: начались странные звонки.

В пятом письме говорилось, что по постановлению суда коллекторы имеют право вторгнуться в квартиру в любое время суток. Сумма долга тем временем росла.
Родственники стойко держались, защищая напуганную Алину Павловну. Мошенникам они не перечислили ни копейки, написали заявление в полицию. После этого беспокоить ветерана труда и ребенка войны обманщики волшебным образом перестали.

Нередки случаи, когда мошенники сначала завлекают доверчивых дедушек и бабушек, а потом уже называют цену своих услуг. Самый распространённый пример подобных манипуляций – объявления на дверях подъездов.

Например, какая-то компания обращается к жильцам дома о плановой дезинфекции.
– Позвоните, чтобы занять очередь, и они, мол, выведут муравьев, – рассказывает пенсионерка из Железнодорожного района Валентина Петровна. – Позвонила по номеру. Бригада приехала… Все осмотрели, подтвердили, что муравьи действительно есть, и назвали цену за всё это. Но про оплату в объявлении ничего не было написано.

ЛОХОТРОН В МАГАЗИНАХ
В последнее время стараются обмануть и в супермаркетах.

– Буквально несколько дней назад я покупал чай. На ценнике красовалось 199 руб. со скидкой. Но на кассе мне пробили 315 руб. Я не поленился – и вернулся, сфотографировал цену, обратился к кассиру. Оказывается, скидка уже не действует, но ценник до сих пор весит, – говорит Юрий.

– Вчера я ходила в магазин: захотела купить детское пюре. Вижу: на ценнике написано “Акция” и указана цена 15руб. 45 коп. Мы взяли пару пакетиков. На кассе после оплаты чек я не проверила. А потом смотрю: оказывается, я купила упаковки детского пюре аж по 30 руб. 90 копеек. Оказывается, на них была акция “2+2”, о которой на полке с товаром не было ни слова, – рассказывает Юлия из Нового города.

“КИДАЛОВО”
Еще один пример мошенничества. Многие ульяновцы при приеме на новую работу проходят испытательный срок. Но после отработанной недели или месяца им говорят, что данный срок они не прошли, поэтому денег не получат. Так происходит во многих фирмах города, грешат этим и известные супермаркеты.

Бывает, соискателя предупреждают, что на время испытательного срока зарплата не предоставляется. А вот на сколько продлится он и как долго работник будет трудиться бесплатно -тайна.

Такая схема очень удобна работодателю, ведь фактически все его работники могут быть временными и “бесплатными”.

– Лично я отработал так в ульяновском строительном супермаркете, – говорит Евгений. – За неделю при мне там уволили двух человек и трех приняли. При этом им совершенно не важно, что умеет продавец и какими знаниями обладает. Ведь работа его будет состоять в перекладывании товара с места на место. Отработав там несколько дней, продавец уходит на выходные, ему обещают перезвонить. Но это не факт, ведь за это время на его место уже могут принять новых людей. Это можно назвать простым русским словом “кидалово”.

А вот что делают в некоторых ульяновских мед-центрах.

– “Разводят” клиентов по принципу: пришел человек с одной болезнью, а ему навязывают еще кучу несуществующих болезней, -рассказывает Валерий П, – и предлагают вылечить за большие деньги. Чем больше клиентов “разведешь”, тем больше зарплату будешь получать.

В областном УМВД сообщают, что за последнее время увеличилось число экономических преступлений. В 2016 году их было 665, в 2017-м – 739.

Дарья Трифонова, Евгений Шендриков