Ульяновцы возмущены действиями властей, принуждающих использовать сайт госуслуг, без регистрации на котором, похоже, скоро станет невозможно записаться на прием к врачу или устроить ребенка в школу. С начала года записаться на прием к врачу через электронный сервис «Доктор 73» могут лишь те, кто зарегистрировался на портале госуслуг. Дистанционная запись в школу или просмотр электронного дневника ученика также доступны только через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), то есть сайт госуслуг. Для чего потребовалось загонять всех поголовно на единый портал, обсуждали в минувшую пятницу в областной Общественной палате.
И.о. директора ОГКУ «Правительство для граждан» Ярослав Егоров объяснил новшество требованиями законодательства.
– Здесь все очень просто. У вас есть личный кабинет в Росреестре, личный кабинет в налоговой, на «Доктор73», и в каждом есть логин и пароль. Хорошо, если они совпадают, а если не совпадают, у вас с два десятка логинов и паролей, которые в принципе могут быть загружены из единой системы идентификации и аутентификации. Вот для этого все и делается – чтобы у вас для доступа к этим ресурсам была единая точка входа.
Единый логин и пароль для всех ресурсов -это, с одной стороны, удобно. Однако даже опытные пользователи часто сталкиваются с проблемами уже на этапе регистрации на портале госуслуг. Об одной из них рассказал директор Департамента развития электронного правительства Сергей Макаров:
– Когда человек регистрируется на сайте госуслуг и вбивает свой СНИЛС, ему говорят, что учетная запись с таким СНИЛС уже существует. Портал госуслуг существует с 2010 года. Есть пользователи, которые давно заполняли регистрационную форму и по почте получали подтверждение заказным письмом. Есть люди, которые регистрировались в то время, получая, к примеру, загранпаспорт, и забыли про это. Когда они пытаются заново зарегистрироваться, им, соответственно, система говорит.
что они уже зарегистрированы. Им нужно восстановить пароль, что можно сделать, если при регистрации был указан номер телефона, если он еще не поменялся. Тогда человек может пароль восстановить самостоятельно. Если человек не указывал свой телефон или номер устарел, то восстановление регистрации происходит в центрах обслуживания – их в области у нас около 250. Они открыты в каждом МФЦ, они действуют на базе Пенсионного фонда, в отделениях МВД, в некоторых отделах ЗАГС, администрациях поселений ряда районов. Инструкция на портале есть. При регистрации предлагается выбрать способ подтверждения своей учетной записи – пройти в центр обслуживания, получить заказное письмо, посредством электронной подписи.
Для многих людей, особенно пожилых, все эти логины с паролями и электронными подписями – темный лес, через который не Продраться. При этом та стремительность и напор, с которыми власти принуждают граждан пользоваться электронными услугами, настораживают и вызывают опасения – а не лишатся ли вовсе государственных услуг те, кто не владеет компьютером? Как написал один из пользователей, «сайт госуслуг был создан не для создания удобства населению, а с целью сбора информации о нем. А люди у нас не темные, а осторожные, -просто жизнь приучила лишний раз не напоминать про себя государству».
Дмитрий МИНАЕВ