Февраль в судьбе Александра Матросова стал знаковым. Именно в этот месяц, пятого числа, 1924 года родился Герой Советского Союза. А 27 февраля 1943 года в возрасте 19 лет погиб, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота, дав возможность бойцам своего взвода атаковать опорный пункт. В этом году ровно 75 лет его бессмертному подвигу. “Молодежка” покопалась в архивах и нашла много любопытного из биографии героя.
Где эта улица, где этот дом?
Об Александре Матросове много написали книг и статей, сняли фильмов. Пропагандистская машина советского времени создала из него героя времен Великой Отечественной войны.
Но на самом деле Александр Матвеевич Матросов был далёк от идеологического глянца и “шелухи”. Беспризорник, круглый сирота, дважды судимый за кражу и “нарушение обязательных постановлений местных органов власти”, прошедший через два “режимных” детских дома, несломавшийся и несломленный, он – типичный герой драматичной эпохи 1920-Х-1930-Х годов.
Много споров возникало насчет его места рождения. В официальной советской биографии указывался город Екатеринослав, он же Днепропетровск, Днепр, на Украине. В ней же отмечено, что осиротевший Саша в 1930-е годы воспитывался в Мелекесском детском доме и Ивановском режимном детском доме Майнского района, куда попал после того, как был осуждён за кражу. Всё это в пределах нынешней Ульяновской, а тогда Куйбышевской области.
Другая версия описания жизни Александра Матросова гласит, что героя звали Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, родился он в башкирской деревне Кунакбаево, рано лишился матери, бежал из дома после второго брака отца, беспризорничал, скитался, пока не оказался в детском доме в Мелекессе, где выдумал себе имя и фамилию русского происхождения и украинский город как место рождения. Из башкирской столицы, города Уфы, а точнее из Уфимской детской трудовой колонии №2 при НКВД СССР, Александр Матросов ушёл на фронт.
Ульяновская писательница и исследовательница Нина Александровна Дубовик посвятила герою книгу “Всё равно я буду человеком”. По её версии, он наш земляк. Родился в селе Высокий Колок Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне это Новомалыклинский район Ульяновской области) в крестьянской семье Матросовых Матвея Ивановича 1889 года рождения и Анны Николаевны, родившейся в 1899 году. Он был единственным ребёнком в семье. М.И. Матросов прошёл Первую мировую и Гражданскую войны, последствия которых свели его в могилу. Он умер, не дождавшись рождения сына. В самом начале 1930 года чахотка лишила жизни Анну Матросову. Незадолго до смерти она попросила отвезти пятилетнего Сашу в Мелекесский детский дом.
Но башкиро-украинская версия не выдерживает критики. Беспризорность и сиротство усугублялись под влиянием раскулачивания, ссылок и голодовок. Государство жёстко боролось с ними, используя возможности аппарата НКВД, партийных и комсомольских активистов. Принятыми с 1928 по 1935 год мерами уличная беспризорность в СССР была почти ликвидирована. Поэтому добраться до Мелекесса мальчику из Башкирии, а тем более из Украины, было попросту нереально. Его бы “вычислили” и доставили в детприёмник на ближайшей станции. Кстати, так оно и было однажды. В 1940 году Матросов получил “двушечку” за то, что в течение предписанных 24 часов не покинул Саратов. Сталинская эпоха действительно была не самым хорошим временем.
Скупая заметка
27 февраля 1943 года красноармеец Александр Матросов лёг грудью на вражеский пулемёт. Это потом, чтобы было красиво, придумали дату 23 февраля, 25-ю годовщину Красной армии. Но в трагически короткой жизни героя важен был каждый день. Александр погиб в возрасте 19 лет, спасая товарищей, не оставив ни семьи, ни детей.
На первую годовщину гибели героя, в 1944 году, в “новорожденной” Ульяновской области откликнулась единственная “районка” в Астрадамовском (ныне Сурском) районе.
Скупая заметка “Бессмертный подвиг комсомольца”: “23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254 Гвардейского стрелкового полка 56 Гвардейской стрелковой дивизии Александр Матвеевич Матросов, в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за дер. Чернушку, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех насту-пающего подразделения…”.
ДРУГИЕ ГЕРОИ, ЗАКРЫВШИЕ СОБОЙ АМБРАЗУРУ
Григорий Кунавин
Григорий Павлович Кунавин родился в 1903 году и практически всю жизнь провел в небольшом уральском городе Каменск-Уральский.
Свой подвиг 41-летний ефрейтор совершил недалеко от польской деревни Харасимовичи. На узком участке боевого столкновения стоял фашистский дзот, который, не прекращая, стрелял в ответ на любые попытки бойцов Красной Армии приблизиться к нему. Тогда Кунавин, уже не имевший гранат, прыжком приблизился к дзоту, взобрался на него и закрыл бойницу укрепления своим телом. Те несколько мгновений, которые потребовались немцам, чтобы убрать отчаянного советского воина с амбразуры, позволили красноармейцам в упор закидать гранатами бетонное укрепление.
В знак благодарности русскому брату-освободителю общее собрание жителей деревни Херасимовичи постановило каждый год начинать первый урок в первом классе деревенской школы с рассказа о воине-герое и его соратниках, чьей кровью было добыто право на счастье и свободу.
Он получил звание Героя Советского Союза посмертно. В Каменск-Уральском Григорию Павловичу установили памятник и именем героя назвали прилегающую к городу железнодорожную станцию.
Римма Шершнева
Единственная женщина, которая совершила подобный подвиг. Она родилась в 1925 году в белорусском городе Добруш.
В конце ноября 1942 года отряд партизан, в котором была и Римма Шершнева, вместе с красноармейцами освобождал небольшую деревню Ло-мовичи недалеко от Минска. “Зачищая” улицу за улицей, партизаны наткнулись на неприступный каменный дзот. Первая попытка подорвать его гранатой привела к смерти красноармейца. Не медля ни секунды, Римма Шершнева выхватила у мертвого товарища гранату и бросилась к дзоту, несмотря на то что пулеметчик внутри каменного сооружения уже повернул оружие в её сторону. Забросив в укрепление гранату, партизанка повисла на вражеском пулемете.
– Я всё видел своими глазами. Впереди неожиданно появились Римма Шершнева и еще один паренек. Его тут же подкосила фашистская пуля. А Римма пробежала метров пятнадцать-двадцать, упала. Мгновение – и она уже ползла к дзоту. Снова вскочила и что-то крикнула нам, бросила гранату, а еще через минуту бросилась на амбразуру – и фашистский пулемет умолк. На какое-то мгновение партизаны застыли в изумлении, потом с неистовым “Ур-рра-а!” рванулись вперед. Я подбежал к дзоту, залез на него. Гляжу: наша Римма безжизненно повисла на вражеском пулемете, закрыв собой смертельный прямоугольник амбразуры. Я осторожно подтащил её наверх, на купол дзота. Смотрю: еще дышит.., – вспоминал впоследствии боевой товарищ девушки Виктор Чистов.
Поразительно, но партизанка еще 10 дней после подвига боролась за жизнь, прежде чем погибнуть от потери крови. Посмертно она была удостоена Ордена Красного Знамени, в её родном городе в её честь названы улица и гимназия.