Вообще-то, об истории Конно-Подгородной слободы и находившегося там детского приюта хорошо написано Николаем Михайловичем Костиным (14, 15). Но хотелось бы, не приводя это описание дословно (ссылки даны), использовать его в качестве лишь одного из источников.
Слобода, тогда Свияжская, была основана одновременно с городом: в 1648 (4, 14) или 1649 (1, 3, 15) году, конными казаками, переведенными из г.Свияжска, на правом берегу Свияги (позже Большая и Малая Конные улицы). Было их 80 человек: 2 пятидесятника, 6 десятников и 72 рядовых казака (1, 6). В 1652-1654 (данные разнятся: 3, 9, 10, 11) в слободе построена Богоявленская церковь – одна из древнейших в Симбирске, перестроенная в 1734 г.
Казаки несли разнообразные службы, не только по охране города и строительству оборонительных рубежей: «конную и пешую службу, и всякие изделия делают, и с лошадьми в подводах» посылались по различным надобностям в Москву, Астрахань и другие города; «и водяным путем в гребле вверх до Казани и на низ до Самары ездят» (4, 6). Посылали их и на Дон. Занимались земледелием, рыболовством, были среди них ремесленники.
Отведенной на правом берегу Свияги земли было мало, и казаки просили добавочных наделов на порожней государевой земле. Просьба «той Конной слободы пятидесятника Васьки Фролова с товарищи, как они били челом великому государю…» была выполнена: «…в мерных книгах синбиренина иноземца Александра Граневецкого прошлого 7180 [1672] году написано: по челобитью синбирской Конной Слободы казаков 80 человек… примерено порозжей земли за валом на Крымской стороне 1768 дес., … отведено на пашню земли Конной Свияжской Слободы казакам Ваське Ломовцу с товарищи на 80 человек за валом за Свиягою рекою примерной земли 3536 чети» (2). Были даны также сенные покосы за Свиягой и на Чувиченском острове (1).
Многие казаки погибли при осаде Симбирска Разиным. Позже часть их была переведена на Терек, другие отданы в крестьянство. Для выполнения всех служб людей не хватало. Правительство пошло навстречу просьбам казаков, освободив их от «ямской гоньбы» и обязав воевод сократить число других повинностей (6). В 1708 г. было упразднено военное управление засечными чертами, а казаки переведены в сословие пахотных солдат. Хотя они продолжали нести службу, слобода все более утрачивала роль военного поселения.
В том же 1708 году по царскому указу из алатырских мурз и служилых татар сформирован Симбирский конный полк стольника и воеводы Федора Есипова, в количестве 720 чел., поселенный на левом берегу Свияги (5 с.26). Возникшая слобода стала называться Конно-Подгородной.
По проводившемуся на рубеже 18-19 вв. генеральному межеванию следовало отвести землю для городского выгона «на 2 версты от вала». Поэтому в 1820 г. у пахотных солдат Конной слободы забрали почти все земли по правую сторону Свияги. С тех пор слобода окончательно перешла на левый берег Свияги, где ей было отмежевано более 4 тыс. дес., и где уже была слобода пахотных солдат бывшего Симбирского конного полка (4).
В середине 19 века Конно-Подгородная слобода представляла собой типичное пригородное селение. Картограф А.И.Менде, проводивший съемку в Симбирской губернии в 1850-х гг., записал (7): «Конно-Подгородная слобода… на [почтовой] большой дороге и на левом берегу Свияги, в ней по ревизии крестьян: муж. пола – 365 душ, жен. – 397 душ, дворов – 100, хозяйств – 187. …Сельское девичье училище; в нем учащих – 1, учащихся – 30. Крестьянских изб: белых – 110, бань черных – 17. Крестьяне русские, православные, занимаются хлебопашеством… На каждое хозяйство причитается 2 лошади, 1 корова, 8 овец и по 1 свинье. В Конной Слободе существует 3 водяные мельницы с 7 поставами и одна ветряная об одном поставе, на них рабочих 15 человек». Соответствуют этому и данные Центрального статистического комитета МВД на 1859 год (8): «Число дворов – 93; число жителей: муж. пола – 389, жен. пола – 431. Училище. Заводы: селитренный, кирпичный, картофельно-паточный». «Близ слободы существует большой крахмальный и паточный завод фирмы «Никиты Понизовкина Сыновья», выделывающий более 60 тыс. пудов картофельной муки, крахмала и патоки» (4). Впрочем, занятия жителей были различными. Симбирский сборник 1868 года (9): «В селениях: Конно-Подгородной слободе, Мостовой, … – как селениях пригородных, занимаются возкой тяжестей в город, грузкой на пристани, продажей сена, возкой льда, торгуют различными предметами домоводства, как то: молоком, яйцами, маслом и пр. Кроме того, в Конно-Подгородной слободе [развито] огородничество, портное и кузнечное мастерство».
Взяты сведения 1850-х гг., т.к. в них уже упоминается существовавшее в слободе училище, о котором далее пойдет речь. По Н.М.Костину удельное училище в Конно-Подгородной слободе было открыто в 1849 году. Другие источники (3 и «СГВ» №10 за 1860 г.) называют 1847 год. Вероятно, в одном случае речь идет о принятом решении, в другом – о дате фактического открытия. Хозяйственное «женское училище удельного ведомства, для обучения девиц удельных крестьян хозяйству, рукоделию и чтению» (3) имело неплохую базу. По Н.М.Костину, 2 деревянных корпуса на каменном фундаменте, с домовой церковью во имя Успения Божьей Матери (4), возведены по проекту архитектора Бенземана. Рядом находились училищный сад и огороды. В 1863 г. училище посетил цесаревич Николай Александрович, оставшийся очень доволен увиденным (9, 11).
Но в этом статусе училище оставалось недолго, причиной чему стали последствия пожара 1864 года. После него Симбирское Общество христианского милосердие открыло убежище для детей, лишившихся родителей и крова. Оно находилось в Вырыпаевке, а 6 мая 1865 г. (3) переведено в Конно-Подгородную слободу и разместилось в удельном училище, сначала как приют для детей погорельцев, а впоследствии как постоянный детский женский приют. 3 января 1889 г. открыто Симбирское губернское попечительство детских приютов (3) и засвияжский приют передан в его ведение. Об истории приюта достаточно подробно рассказывают П.Л.Мартынов (11) и изданная в 1912 г. книга «Благотворительные учреждения России» (12). Их данные как несколько расходятся, так и дополняют друг друга, почему обратимся к обоим источникам. Описание в обоих случаях приводится в двух разных главах.
1. Общество христианского милосердия.
П.Л.Мартынов: В 1865 году… общество христианского милосердия решило взять на себя призрение детей бедных погорельцев, лишившихся, в опустошительный пожар 1864 года, своих отцов и матерей, скрывавшихся в обгорелых домах, подвалах и погребах, в продолжение всей зимы умиравших от болезней…, холода и голода. Общество не имело достаточно средств…, но по ходатайству перед Государем Императором, состоялось Высочайшее повеление о передаче в ведение общества дома удельного училища, находившегося близ города, за рекой Свиягой и о предоставлении в его распоряжение 5000 рублей. Таким образом было положено начало детскому приюту Симбирского общества христианского милосердия…
«Благотворительные учреждения России»: По докладу о желании Симбирского общества христианского милосердия открыть убежище для детей погорельцев, Всемилостивейше повелено: находящийся около Симбирска дом удельного хозяйственного училища для крестьянских детей передать в ведение общества… До 170 детей обоего пола было призреваемо в течение 2-3 лет. Когда же родители были в состоянии взять детей обратно, на попечении остались 74 круглых сироты, потерявших родителей во время пожара, которые и положили начало постоянному женскому детскому приюту… Ея Императорское Высочество…, ныне вдовствующая Императрица Мария Федоровна, в память посещения приюта 20 июля 1869 г., изволила принять его под свое покровительство…
2. Симбирский женский приют
П.Л.Мартынов: После пожара 1864 года, …дамы, принадлежавшие к обществу христианского милосердия, устроили убежище для детей, лишившихся средств к существованию и родителей… Первоначально убежище помещалось в с.Вырыпаевке, отстоящем от Симбирска в 7 верстах…, носило название «убежище для детей погорельцев» и принято под покровительство принца П.Г.Ольденбургского. Средствами убежища служили добровольные приношения Симбирских дам и 2000 рублей, пожертвованные комитетом для погорельцев. Это доброе дело нашло сочувствие в местном обществе и в разных городах Империи, результатом чего последовало быстрое увеличение капитала до 50 тыс. руб.
Убежище, в мае 1865 года, было соединено с женским училищем удельного ведомства, переведено в Конно-Подгородную слободу и преобразовано в приют общества христианского милосердия, под покровительством Государыни Императрицы, по Высочайшему повелению в распоряжение общества передан дом удельного женского училища и 5000 руб. на первоначальное обзаведение. После пожара 1864 года в убежище было принято 140 детей обоего пола, которые призревались в течение года; когда же родители некоторых… оказались в состоянии взять обратно своих детей…, то на руках общества осталось 60 девушек, круглых сирот, которые положили начало постоянному женскому детскому приюту. Цель приюта состояла в призрении сирот самого бедного городского и сельского населения… В приют принимались девочки от 3 до 12 лет, и воспитание их направлено было сообразно той среде, из которой взяты воспитанницы… При приюте была устроена еще удельным ведомством домовая церковь, разведены сад и огород… Кроме религиозно-нравственного и некоторого научного образования, главное занятие воспитанниц состояло в рукоделии, они знакомились с земледелием и огородничеством, так как сами обрабатывали сад и огород. По окончании учения выдержавшие экзамен девицы поступали в учительницы сельских школ или в фельдшерицы, менее же способные устраивались, заботами общества христианского милосердия, в частных домах, для хозяйственных занятий. Около 25 лет этот приют находился на попечении общества христианского милосердия, а 3 января 1889 года состоялась передача его в заведывание Губернского Попечительства детских приютов. Вместе с приютом передан был и дом…, ежегодная субсидия от земства в 1800 руб. и из собственных средств общества 12,956 рублей, что с принадлежавшими приюту 12,044 руб. составило капитал в 25,000 рублей. Таким образом, приют был передан с полным материальным обеспечением и в прекрасном состоянии, за что общество христианского милосердия удостоилось получить благодарность от Государыни Императрицы. К 1 января 1898 года в приюте было 45 воспитанниц…
«Благотворительные учреждения России»: В начале 1850-х гг. дворянство и купечество г,Симбирска решили устроить детский приют и стали собирать пожертвования, которые к 1861 г. составили 7,5 тыс.руб. …В 1872 г. капитал возрос до 12,4 т.р., но, т.к. процентов с капитала было недостаточно для учреждения самостоятельного приюта, то с Высочайшего соизволения… было постановлено передавать проценты с капитала Симбирскому обществу христианского милосердия и совету ремесленного училища графа Орлова-Давыдова, для помещения в устроенное обществом женское воспитательное заведение. …В 1888 г. капитал Симбирского попечительства детских приютов возрос до 18 т.р., и общество христианского милосердия пожелало передать приют в заведывание попечительства. Приют передан в полном составе, с церковью, церковной утварью, инвентарем, домом и субсидией от земства в 1800 руб. …
В 1889 г. в приюте работали (13): попечительница А.К.Бычкова, ее помощницы А.А.Знаменская и Е.Т.Сачкова, директор А.Н.Антаев, сотрудник директора В.И.Виноградов, смотрительница В.И.Кибардина, ее помощница А.А.Иванова, учительница кройки и шитья М.А.Сироткина, законоучитель священник К.Е.Павлов, староста приютской церкви Н.И.Шилов.
В начале 20 века (12): попечительница А.К.Бычкова, ее помощница Е.М.Конурина, директор – врачебный инспектор Грязнов, смотрительница В.В.Тренина. Председатель губернского попечительства детских приютов губернатор С.Д.Ржевский; почетные члены: с.с. Ф.К.Веселицкий, купец Ф.И.Масленников, сын купца Н.П.Пастухов, потомственный почетный гражданин Н.Я.Шатров.
По «Обзору Симбирской губернии за 1913 год» тогда в приюте проживало до 50 девочек.
17 января 1914 г. купец и фабрикант Н.Я.Шатров пожертвовал 10.000 руб. на постройку нового здания приюта (14). Проект разработал епархиальный архитектор В.Г.Иванов. 6 мая того же года состоялась закладка, а уже 22 октября 1915-го – торжественное освящение Мариинского Засвияжского приюта и храма: «красивое белое каменное здание с колокольней и притворами в древнерусском стиле» (14, «Симбирянин» от 24.10.1915). Обновленный приют получил имя губернатора А.С.Ключарева.
В первые годы после революции в здании приюта находился детский дом. Но после создания в 1929 г. в Конно-Подгородной слободе колхоза «Родина Ильича» в нем разместилась МТС. В годы войны на ее базе был создан мотороремонтный завод, впоследствии «Автозапчасть», ныне «Автодеталь-Сервис». Здание бывшего Мариинского приюта и поныне существует на его территории (14). Лучше, конечно, обратиться к публикациям Н.М.Костина на эту тему. Многие приведенные в них подробности не вошли в эту заметку. Это же относится и к другим источникам, на которые даны ссылки в тексте:
1. «Книга строельная города Синбирска», изд. СГУАК под ред. П.Л.Мартынова, Симбирск, 1897.
2. В.И.Холмогоров «Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века», Симбирск, 1898.
3. В.Э.Красовский «Хронологический перечень событий Симбирской губернии 1372-1901», Симбирск, 1901.
4. П.Л.Мартынов «Селения Симбирского уезда», Симбирск, 1903.
5. «Материалы географии и статистики России, составленные офицерами Генерального штаба. Симбирская губерния. Ч.1», сост. А.О.Липинский, СПб, 1868.
6. М.В.Арнольдов «Историческая заметка о Конно-Подгородной слободе» («СГВ» №51 от 20 мая 1867 г.).
7. А.И.Менде «Описание г.Симбирска и экономическое примечание к дачам Симбирского и Буинского уездов», 1850-ые гг.
8. «Симбирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года», СПб, 1863.
9. «Сборник исторических и статистических материалов о Симбирской губернии», Симбирск, 1868.
10. А.К.Яхонтов «Церкви города Симбирска», вып.2, «Церкви на горе», Симбирск, 1898.
11. П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет существования», Симбирск, 1898.
12. «Благотворительные учреждения России», СПб, 1912.
13. В.И.Виноградов «Справочная книжка по Симбирской губернии на 1899 год».
14. Н.М.Костин «Чудный жемчуг детских слез» («Мономах» 2002-3).
15. Н.М.Костин «Конно-Подгородная слобода» (https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2F73history.ru%2Fset-prroekti%2F1000-pos-ul%2F250-konno-podgorodnaya-sloboda&post=-107791040_1037&cc_key=).
Овраг р.Симбирки, часть застройки Б.Конной улицы и пойма Свияги. Вид от Богоявленского переулка. 1867-1868 гг.
С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 1999.
Деревянный мост через Свиягу.
Фото Ф.А.Каганина. 1890-ые гг. УОКМ.
Фрагмент Плана Симбирска. 1843 г. ГАУО.
В верхней части – мельничный пруд и земли, принадлежащие Конно-Подгородной слободе.
Плотина городской мельницы на р.Свияге. Вид с правого берега на северо-запад, в сторону Конно-Подгородной слободы.
С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 1999.
Мельницы на Свияге. 1900-ые гг.
С открыток.
Фрагмент «Плана расположения земель 1-го Симбирского имения Симбирского удельного округа Симбирской губернии и уезда, проданных Симбирскому городскому общественному управлению». 19 век. ГАУО.
Свияга в Симбирске. Конец 19 века. УОКМ.
Конно-Подгородная слобода. 1900-ые гг.
«Симбирск. Первое издание уникальных исторических фотографий», Ульяновск, 1998.
Симбирский Мариинский приют в Конно-Подгородной слободе. Конец 19 века.
«Симбирск. Первое издание уникальных исторических фотографий», Ульяновск, 1998.
Детский приют Ведомства учреждений императрицы Марии в Конно-Подгородной слободе.
«Благотворительные учреждения России», СПб, 1912.
Владимир Воронин”
В конце 1960-х слобода ещё просматривалась.
Ха-ха-ха
Да, богато жили наши предки, Россия, которую мы потеряли!
Эх, Расея моя, Расея…
рг
глдпл
Николай Костин
Вопрос к Наталье Михайловой, а почему Вы написали эту статью? Почему именно о Конно-Подгородной слободе? Лично я изучаю эту тему уже 10 лет, так как это моя родина,к сожалению утраченная почти 50 лет назад. И пользуясь моментом хочу сообщить, мною готовиться в выпуску книга “Конно-Подгородная слобода”, книга в твердом переплете и имеет 300 страниц и 150 фотографий.В книге охвачен период с 1649 по 1974 года. В ней рассказана, на основе архивных материалов и воспоминаний старожил села Конная, полная истории села – о её первых жителях казаках, о переселении с правого на левый берег р. Свияги, о женском хозяйственном училище, о детском приюте, о посещении царских особ, о колхозе и его колхозниках, о работе сельсовета, об участниках войны, об истории всех школ и их учителях, об истории Химзавода и Автозапчасти, о 1-й и 5-й жилплощадках,о Пододопитомнике, об истории улиц, о Никасе Сафронове, который жил и учился с нами и многое другое. Идет предварительная запись желающих ее приобрести. Писать мне электронную почту Nik_kostin@mail.ru С уважением Николай Костин
Наталья Михайлова
Материал взять из группы в контакте: “Старый Ульяновск. Brandergofer” https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_1037%2Fall
Николай Костин
Вот два отрывка из книги Конно-Подгородная слобода”. Знакомство со Свияжской слободой начнём с того факта, что в 1649 году, между посадом Симбирского кремля и рекой Свиягой, в двух верстах от Симбирска, была основана Свияжская слобода. Основана она была конными казаками из города Свияжска , поэтому и называться стала Свияжская. Слобода занимала территорию в последствии образовавшихся там улиц – Большая Конная, Малая Конная и Кривая Конная (ныне Шевченко, Воробьева, Назарьева), а также Богоявленский съезд (спуск) и Богоявленский переулок (ныне нижняя часть ул. Ленина и часть ул. 12 Сентября).
В 1653-1654 гг. в казацкой Свияжской слободе была построена каменная Богоявленская (Иоанна-Предтеченская) церковь. Месторасположение церкви в настоящее время – это перекресток ул. Ленина и ул.12 Сентября). В 1734 г. к церкви был приделан храм с престолом в честь Богоявления Господня. Храмоздателем её был купец Иоанн Воронцов. Престолов в храме два: главный в честь Богоявления Господня и в приделе во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Отметим
, что церковь была одной из первых церквей Симбирска. В храме хранилась икона св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, почитаемая впоследствии симбирянами как чудотворная. По приданию эту икону принесли с собой первопоселенцы казаки Свияжской слободы. В честь этой иконы церковь называлась Предтеченская. Позже, когда церковь была расширена и в ней появился престол Богоявления Крещения Господня, то храм получил второе название Богоявленский. В храме так же хранились старинные письма, принесенные свияжскими переселенцами – казаками. Но самой главной достопримечательностью было напрестольное Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем
Дарственная подпись на Евангелие гласит: «Лета 7161 (1653) февраля в 10 день Государь царь и Великий Князь Алексей Михайлович Всея Руси пожаловал сию книгу Евангилие на престольную в конную Свияжскую слободу к церкви Богоявлению Господню»
Напрестольное Евангелие в настоящее время хранится в отделе редких книг (ОРК) Дворца книги г.Ульяновска. Богоявленской церкви принадлежит особое место в симбирской истории. Она была свидетельницей всех визитов особ императорского дома и первой встречала всех, кто приезжал в Симбирск с запада.
От церкви вниз к Свияги был образован Богоявленский спуск или съезд. Рядом со слободою проходил оборонительный вал.
Николай Костин
На фотографии панорама села Конная (Конно-Подгородная слобода). практически прощальное фото 1969-70гг. Далее Конная была снесена и на этом месте возведены 18 и 19 микрорайоны, прозванные “Пески”
Юрий
Николай,
А о средней школе номер 16 (находилась до войны на ул. Шевченко) никакими сведениями не располагаете?
Николай Костин
Юрий информации о школе №16 к сожалению нет
Юрий
Спасибо за ответ.
Строгий
В адрес Натальи Михайловой: А почему же Вы, уважаемая, не указали первоисточник, истинных авторов этого материала, которые указаны на сайте Института истории и культуры, на который есть ссылка на сайте группы в контакте: «Старый Ульяновск. Brandergofer». Это не очень прилично.