В России до конца марта действует запрет на розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией – проще говоря, фанфуриками вроде печально известного «Боярышника». Однако, как сообщает нам житель Заволжья, киоскеры продолжают едва ли не в открытую торговать «Боярышником».

В октябре Роспотребнадзор не стал продлевать запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции. Но фанфурики было разрешено вернуть на прилавки только на полторы недели – 20 октября вступил в силу новый запрет, который длится 180 дней.

Под запрет попадают флаконы с содержанием больше 28 процентов спирта, которые стоят дешевле водки. Собственно, речь как раз и идет о цене этих лосьонов, которые всегда были «дешевой выпивкой» – и которой массово в декабре 2016 года отравились жители Иркутска. Продавать их можно, но в небольших тарах и дорого.

Как показывает практика, запрет продавцы научились обходить – или просто закрывать на него глаза.

– На Нижней Террасе фанфурики продаются почти в открытую из киосков, расположенных напротив рынка и магазина «Юбилейный», а также возле магазина «Радуга», – рассказал нам житель Заволжья Юрий Данилов.

По его словам, продаются они по 35 рублей за штуку – цена, согласно ограничениям, недопустимая. При этом с фанфуриками Данилов, по его словам, бьется уже год – ставил этот вопрос и перед Общественной палатой, и перед заволжской прокуратурой, и перед полицией, однако проблема так и не была решена.

Он также утверждает, что в этих киосках якобы продавалась и суррогатная водка по 160 рублей.

Проблема, однако, касается не только Нижней Террасы, и даже не только Ульяновска. По всей стране торговцы «Боярышником» ищут лазейки в законе либо просто продают эти «напитки» из-под полы. Например, в апреле прошлого года СМИ рассказывали об ухищрениях продавцов, которые продают два лосьона по цене одного – второй получается как бы в подарок. Цена оказывается «приемлемой» для потребителей и нормальной для того, чтобы не попасть под ответственность перед законом. Оптовики тогда признавались, что розничные магазины по-прежнему активно покупают эту продукцию – есть и спрос, и предложение.

Борьбу регионы с фанфуриками ведут по-разному. Например, в Набережных Челнах власти особо не церемонятся – в прошлом году снесли 12 киосков, которые продавали «Боярышник».

В то же время эксперты отмечают, что проблемы могло и не быть, если бы федеральные власти не стали задирать цены на крепкие спиртные напитки. В частности, в СМИ приводились слова директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, который заявил, что в России живут 20 миллионов человек, которые не могут позволить себе купить водку из-за своей нищеты, а в выпивке нуждаются – и покупают аптечные настойки.

Дробиз отмечал, что заявления Минздрава о том, что в России произошло почти двукратное снижение потребления алкоголя за последние 13 лет, на самом деле сильно приукрашены.

– Все попытки государства в течение последних десяти лет ограничить потребление алкоголя в стране провалились, – заявил Дробиз в интервью, опубликованном на этой неделе. По его словам, сокращение рынка дешевого алкоголя привело к колоссальному росту теневого рынка – незаконного производства и незаконной розницы, в том числе «фанфуриков».

Подтверждала эти слова и «Новая газета», которая в прошлом году на примере Саратова показала, что после запрета «Боярышника» сильно вырос рынок алкоголя собственного розлива. При этом и крепкие фанфурики в большой таре никуда не делись – при желании найти люди их могут.

Степан ГОРИН