Один из местных интернет-сайтов вновь обратился на днях к проблеме загрязнения Винновской рощи, на территорию которой 12 лет подряд приходит по тонне нефтепродуктов в год.

Экологами установлено, что наиболее высокое содержание ГСМ – на берегах одного из родников, видимо, нефтепродукты поступают с его водами. Источник загрязнения искали на территории РЖД, УМЗ и склада УАЗа…

…Ошибка стрелочника привела к тому, что в формирующийся состав товарного поезда на полном ходу врезалась пустая цистерна. Одна из емкостей, полная горючего, получила пробоину, и 60 тонн бензина стекло по насыпи в приямок. К месту аварии бросились жители соседнего поселка и черпали ведрами дармовой бензин. Когда его пары по ветру достигли жилья, произошло воспламенение. За секунды облако горящей паровоздушной смеси переместилось к железной дороге. Рядом с лужей бензина вспыхнула свечкой девушка и сгорела заживо у всех на глазах, еще десять человек получили страшные ожоги и скончались в больницах в течение недели… Это случилось в 1974 году в поселке Борьба (нынешний район улицы Свияжской). Сейчас трагедию вспомнили вновь.

По словам Даниила Урдина, экс-директора департамента природных ресурсов, чиновники дважды, в 2004 и 2012 годах, проводили экспертизы, с целью установить источник загрязнения, но безуспешно. РЖД не разрешила проводить исследования на территории расположенного рядом локомотивного депо. В итоге победила версия, что в утечках виноваты железнодорожники, раз скрывают правду.

Сенатор Сергей Рябухин обратился к руководству РЖД и попросил провести исследования. На его обращение руководство госкорпорации отреагировало молниеносно, тут же доложив, что на это исследование выделены деньги и оно уже началось. В ожидании результатов принялись обсуждать другие версии.

Два крупнейших предприятия, расположенных рядом с местом загрязнения, также стали подозреваемыми.

Житель города Валерий Балыков предположил, что нефтепродукты могли попасть из емкостей бывшего склада ГСМ УАЗа, который до конца 60-х годов находился в районе нынешней заправки Роснефти. Этот склад был заброшен, но емкости из земли как будто бы не вынимали. Склад принадлежал автозаводу, но находился на территории УМЗ. Представители УМЗ и УАЗ, входящие в рабочую группу по установлению источника загрязнения, наотрез отказались признавать вину своих предприятий в происходящем.

Тем временем в начале нынешнего года пришли результаты экспертиз, заказанных РЖД у самарских специалистов, а департаментом природных ресурсов – у саратовских. Выяснилось, что по химическому составу нефтепродукты, загрязняющие рощу, действительно не могли быть локомотивным дизельным топливом или ГСМ со складов автозавода на территории УМЗ. Зато вполне могли быть тем самым топливом, которое горело неподалеку от рощи в 1974 году.

– Когда заполыхало, железнодорожники начали отцеплять цистерны, отводить их в сторону и сливать бензин. Бензин ушел под землю и образовал линзу, которая в последние годы начала «протекать», – предположил председатель Экологической палаты Александр Брагин. – Если слили десять цистерн, то под землей оказалось тонн 600. Проблема в том, что точно мы не знаем обстоятельства тушения: документы хранятся в архивах ФСБ, доступ в которые ограничен.

Теперь экологи надеются на новое исследование, заказанное РЖД, – по поискам месторасположения подземной линзы. Если ее удастся найти, откачать бензин станет вопросом техники.

Нина КОСТЕРИНА