Февраль уходит. Вот-вот в наши двери постучится весна. И главной темой вновь станет вопрос состояния гидротехнических сооружений. А значит, и мерах по обеспечению пропуска паводковых вод на территории региона. Именно этим проблемам посвятили отдельное заседание аграрного комитета депутаты ЗСО.

Вода нечаянно нагрянет
Надо отдать должное правительству области, а с ним и муниципальным образованиям: ГТС из года в год с завидным постоянством остаются в центре их внимания. Такая «заботливость» вполне объяснима. Паводок шутить не будет, а если еще и ГТС за свою жизнь не видело ни одного ремонта, тело его плотины превратилось в решето и само сооружение давно уже числится в списке аварийных, то жди большой беды. У всех на памяти частичное разрушение ГТС возле Тереньги. Свидетели до сих пор не могут забыть, как весенний паводок в считанные часы разнес вдребезги капитальные железобетонные конструкции. Если же стихию вовремя не остановить, то сельхозугодья, жилые дома, мосты, автодороги вмиг окажутся под водой. Так что в любом случае каждый аварийный объект несет в себе потенциальную угрозу экономике того района, на территории которого он находится, и, возможно, не только его.

До недавнего времени главный эколог области, а ныне первый заместитель главы администрации Сенгилеевского района Дмитрий Федоров знает о ГТС и паводках не понаслышке. Вот и сегодня он называет одну из постоянных проблем. Как известно, в ходе подготовки к очередному весеннему паводку муниципалитеты, имеющие ГТС, бывают озабочены созданием запасов противопаводковых средств. Это грунт, песок, подручные средства, различные механизмы, техника для аварийных групп, в обязанности которых входит оперативный выезд к месту паводка для проведения работ по устранению промоин. Здесь очень важно не пропустить момент наступления паводка, засечь его на подходе и мгновенно сгруппироваться. Дело в том, что паводковые воды наступают стремительно, чаще всего не уступая по скорости курьерскому поезду. Они несут с собой огромные массы льда и снега. Понятно, что водосброс на ГТС может не успеть их пропустить, и они пойдут верхом плотины. Если же она должным образом не укреплена, то паводковые воды практически мгновенно найдут в ней слабые места и станут размывать грунт. А огромные льдины будут действовать как тараны, пробивая в теле плотины большие бреши, через которые начнут хлестать потоки воды. Что надо делать? Накладывать тампоны, чтобы остановить ревущий поток. Это, к сожалению, удается не всегда. О последствиях нами уже сказано.

Нечто подобное, только, пожалуй, даже с большими разрушениями происходит на лесных прудах. Сюда паводок приносит не лед, а поваленные деревья. Можно себе представить, с какой страшной силой они таранят и разрушают водосброс.

Специалисты, конечно же, знают, что надо делать в подобных случаях. Но один штрих мы себе позволим. В свое время автору этих строк приходилось несколько раз говорить об отсутствии надлежащей системы оповещения и информирования населения, как региональной, так муниципальной и локальной. Отсутствие взаимодействия, в свою очередь, сводит на нет оперативность. Паводок между тем ждать не будет.

Большое половодье: мы готовы?
До недавнего времени в перечне аварийных объектов оставалось 9 плотин, в том числе одна из крупнейших в Ишеевке. На ГТС, подлежащие ремонту в ближайшие два года, была разработана проектно-сметная документация. Она в обязательном порядке прошла защиту в федеральном Агентстве водных ресурсов. Заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Маргарита Еварестова проинформировала депутатов о том, что главам администраций районов даны рекомендации подготовить и провести противопаводковые мероприятия. Разработан и реализуется график обследования бесхозных и аварийно-опасных ГТС. Особое внимание намечено уделить шести бесхозным объектам, состояние которых Ростехнадзор расценивает как опасное. Предложено продолжить работу по выявлению подобных объектов и оформлению их в муниципальную собственность.

Общее количество официально зарегистрированных на территории Ульяновской области ГТС составляет 119. Все они в обязательном порядке должны проходить регулярный мониторинг и техническое освидетельствование. Для этого установлен особый порядок. Основу инженерных конструктивных элементов каждого из таких объектов составляют плотина и водосброс. Именно они больше всего держат удар воды и подвергаются разрушению. Поэтому вполне объяснимо, что специалисты проводят их осмотр особенно тщательно. По результатам исследований даются общая оценка состоянию объекта и экспертное заключение о том, по истечении какого времени необходимо принимать срочные меры.

В таком порядке, например, проводились исследования на ишеевской плотине, на объектах Мелекесского, Старомайнского, Кузоватовского, Барышского, Николаевского районов. А также выдавалось заключение о необходимости капитального ремонта ГТС на реке Тагайке, что возле сел Тагай и Подлесное Майнского района, на ручье Верешняги у села Софьино Радищевского района.

Сразу же оговоримся, что участие в комиссионном обследовании ГТС принимают представители администраций районов и специалисты по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Тем более что муниципальные образования, хотя и незначительно, но участвуют в софинансировании ремонтных работ на таких объектах. Основные средства поступают из федерального и регионального бюджетов. Дмитрий Федоров признается, что здесь проблемой видится позднее поступление средств из федерального бюджета. Торги растягиваются по времени, и основной объем работ падает на второе полугодие, порой даже на его концовку. Не надо объяснять, что в таких условиях строителям приходится буквально рвать жилы, чтобы уложиться в предусмотренные сметой сроки. Спасибо, что деньги на капремонт ГТС выделяются в прежних объемах. Главное здесь для региона – не опоздать с проектно-сметной документацией, вовремя сдать ее в федеральное Агентство водных ресурсов, и тогда деньги поступят обязательно.

Трудностей никто не скрывает. Основной проблемой, как и прежде, остается ремонт ГТС. Когда-то подавляющее большинство из них находилось в собственности колхозов, совхозов и прочих сельхозорганизаций. От них давно не осталось и следа, их попросту обанкротили. В свою очередь ГТС стали никому не нужны и одно за другим переходили в категорию бесхозных. Оставаясь без присмотра, не зная ремонта, они год за годом ветшали и приходили в негодность. Казалось бы, законодатель определил, что если у ГТС нет собственника, то их ремонт, консервацию или ликвидацию должны брать на себя муниципалитеты, на землях которых они расположены. Но местные власти, будучи бедными, как церковные мыши, попросту шарахаются от бесхозных объектов и брать их на баланс категорически отказываются: кому же нужна такая обуза? Тогда-то и пришли депутаты регионального парламента к мысли провести инвентаризацию всех без исключения ГТС, тем более что последний раз она проводилась в области в 1998 году. В помощники себе определили профильное министерство, Главное управление МЧС России по Ульяновской области, природоохранную прокуратуру, экологов. А после каждой инвентаризации закладывать в бюджет деньги на разработку проектно-сметной документации с последующим проведением ремонтных работ.

Пересчитать, записать, взять на учет
Движет инициаторами не праздное любопытство. От инвентаризации ждут многого. Она призвана дать ответ на вопрос не только о численности ГТС в регионе, но также их востребованности в экономике районов, в сельском и лесном хозяйстве. Не исключено, что в особых случаях некоторые объекты за их ненадобностью придется демонтировать.

Вернемся, однако, к заседанию аграрного комитета. Отмечено, что в прошлом году прошла инвентаризация 15 ГТС, при этом траты составили 3 миллиона рублей. В текущем году выделено еще 2 миллиона на инвентаризацию 10 объектов. Профильному министерству в срок до 1 января 2019 года предписано провести инвентаризацию всех без исключения ГТС. Только тогда можно будет принять полные меры к устранению потенциальных чрезвычайных ситуаций. В свою очередь администрации областного центра рекомендовано выделить средства на работы по укреплению правого берега Волги и формированию дренажной системы между Императорским и Президентским мостами. Это позволит привлечь федеральные финансовые ресурсы, причем, надеемся, значительные. Без них региону никуда.

Ситуация не терпит отлагательств. Правительством Ульяновской области подготовлено распоряжение «О проведении мероприятий на период весеннего половодья и паводка в 2018 году». А также комплексный План мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций. На заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности замначальника Главного управления МЧС России по Ульяновской области Михаил Николаев изложил ситуацию. По его словам, проведены берегоукрепительные работы в Ульяновском и Мелекесском районах. Определены в качестве зон особого внимания семь затороопасных участков на реках Сура – возле села Сара и поселка Сурское, Сызранка – село Репьевка Новоспасского района, Свияга – поселки Ишеевка, Мостовая, Вырыпаевка. По предварительным прогнозам, в нынешнем году в зону подтопления могут попасть 10 населенных пунктов в четырех муниципальных образованиях региона, в опасную зону попадают 254 жилых дома с населением 746 человек.

«Мы уделяем серьезное внимание вопросам предупреждения паводков, – говорит председатель регионального правительства Александр Смекалин. – И уже сейчас должны начать работы по обследованию русла всех рек, особенно тех, которые находятся рядом с населенными пунктами, для прогнозирования ситуации в период половодья».

Не останутся без работы органы власти и местного самоуправления. По результатам работы комиссии приняты решения, которые им необходимо будет реализовать в оперативном порядке. И тогда у всех нас появится надежда: «Может, не утонем?».