15 марта – Всемирный день защиты прав потребителя. Корреспондент “Молодежной газеты” встретился с Дмитрием Щегловым – председателем правления региональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей Ульяновской области”.
С какими проблемами чаще всего обращаются к ним ульяновцы?
– Наша организация проводит бесплатные консультации потребителей и разъясняет, как действовать в той или иной ситуации, – говорит Дмитрий. – Существует мнение, что в последнее время ульяновцы стали чаще защищать свои права. Но дела обстоят иначе. Тенденция, конечно, идет к этому, но значительного роста не наблюдается, так как многие по-прежнему не верят в справедливое и честное правосудие. К примеру, в 2017 году к нам обратились за консультацией по телефону около 1600 человек. Около 500 вопросов касалось долевого строительства, 700 – технически сложных товаров (бытовая техника, сотовые телефоны, планшеты и Т.П.), 300 – ЖКХ (протекает кровля, управляющая компания не производит текущий ремонт, завышение тарифов в сфере ЖКХ и т. п.). Сто человек обращались по вопросам качества медицинских услуг, неисполнения заказчиками работ по производству срубов, бань и прочего.

КВАРТИРА С ФЕКАЛИЯМИ
Одним из громких дел оказался некачественный туристический продукт.

– Это одна из самых актуальных и злободневных тем, так как семья копит на отдых целый год и хочется его провести весело и позитивно, но не всегда это удается. Получилось так, что женщина обратилась в известную городскую турфирму и приобрела путевку в Турцию. Она посмотрела фотографии на сайте турфирмы, и у нее сложилась красивая картинка. Но, приехав на отдых, она получила грязную посуду, плесень и грибок в ванной, постельное белье в пятнах и так далее. Отдых был испорчен. В результате женщина обратилась к нам. В суде признали вину туроператора и взыскали около 40 тысяч рублей за некачественно оказанную услугу. Подводных камней при выборе отеля может быть очень много. Так что, прежде чем решиться на отдых за границей, хорошо подумайте, к какому туроператору обратиться, как узнать достоверную информацию о курорте.

Также сейчас в Ленинском суде рассматривается дело жителя микрорайона Репино, где в многоквартирном доме людей затопило фекалиями. Несколько раз управляющая компания отнекивалась от своих обязательств, писала, что ответственность она нести не будет, так как кто-то забил канализационный стояк. В результате затопления пострадали вся отделка квартиры, предметы интерьера и мебель. И жильцы уже более трех месяцев не могут провести ремонтные работы в квартире, так как идет судебное разбирательство и управляющая организация до последнего пытается уйти от обязательства оплатить имущественный ущерб потребителям.

ПРОВЕРЯЮТ ТОРГОВЛЮ
Но больше всего ульяновцев беспокоят нарушения в области торговли, так как в магазины мы ходим часто. “Общество защиты прав потребителей Ульяновской области” может проводить свои проверки. Но не все так просто.

– Если проверка проходит плановая, то надзорные органы обязаны уведомлять об этом владельцев магазинов. Для качественного общественного контроля со стороны Роспотребнадзора или иных государственных органов должны работать программы по выделению субсидий для мониторинга качества продаваемой продукции, но, к сожалению, данные программы в принципе отсутствуют, – говорит Дмитрий.

В ходе проверок общественные организации не имеют права изымать какую-либо продукцию, в том числе просроченную. Общественные организации могут лишь составить акт о нарушениях и направить материалы проверки в надзорные органы, чтобы последовало наказание в отношении недобросовестных предпринимателей, нарушающих правила торговли.

– Для предпринимателей, нарушающих нормы законодательства и права потребителей, предусмотрена ответственность в КоАП РФ, по результатам проверок Роспотребнадзор составляет протоколы и привлекает их к той или иной ответственности.

Но если мирным путем урегулировать спор с предпринимателем не представляется возможным, единственный способ восстановить нарушенное право -это обратиться с исковым заявлением в суд.

– Алгоритм действий следующий: потребитель обращается с претензионными требованиями к продавцу. Продавец в свою очередь удовлетворяет их либо отказывает в их удовлетворении, – говорит Дмитрий. – В случае отказа в претензионных требованиях потребитель имеет право обратиться с иском в суд. В зависимости от того, с какой жалобой вы обращаетесь в суд, зависит время ее рассмотрения. Обычно государственные органы обязаны рассмотреть обращение в течение 30 дней. Районный суд рассматривает дело два месяца, а мировые суды – один месяц.

ВАШИ ПРАВА
Какие основные права есть у потребителей?

Любой потребитель, который приобрел ту или иную вещь в период гарантийного срока, имеет следующие права:

– потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Никогда не бойтесь выступать против несправедливости. Отстаивайте свои права!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.