Ульяновские предприятия испытывают все большую потребность в работниках – ежегодно потребность компаний в кадрах увеличивается. Судя по всему, причиной является плачевная демографическая ситуация в регионе, а также проблемы с отрицательным показателем по миграции.

Поданным Ульяновскстата, по состоянию на январь 2018 года потребность предприятий в работниках увеличилась до 8377 человек. Год назад этот показатель составлял 7827 человек.

Число работников, в которых нуждались предприятия, увеличилось традиционно к середине года – в 2017 году, в июле компаниям были необходимы 10,8 тысячи работников, однако затем востребованность пошла на убыль. В этом же году, судя по всему, показатель потребности предприятий в работниках перевалит сильно за 11 тысяч человек.

Причиной этого является, скорее всего, отток населения йз Ульяновска и области – показатель миграции, как уже отмечал «Симбирский курьер», постепенно ухудшается. В поисках высокооплачиваемой работы люди уезжают из региона в другие города. Въезжают в город и область, во-первых, значительно меньше людей, а во-вторых, в принципе не способные закрыть какие-то позиции, так как уезжают, как правило, самые амбициозные и профессиональные люди. Если у человека есть перспективы в какой-либо области, он старается Ульяновск покинуть – это, к сожалению, уже правило.

В итоге все предприятия, которые тащат в ульяновские экономические и промышленные зоны, скоро могут возопить о серьезном кадровом дефиците, который отпугнет новых инвесторов. Пока они в основном не вышли на проектные мощности и, возможно, поэтому не имеют подобных проблем, но когда-то придется решать кадровые вопросы. Впрочем, среди официальных безработных, которых всего-то зарегистрировано 3044 человека по итогам 2017 года, треть – люди с высшим образованием, которым не находится места на рынке труда. Это может свидетельствовать, во-первых, о том, что достойных предложений по-прежнему мало, а во-вторых, о рассинхронизации рынка труда и учебных программ в вузах: люди получают одну профессию, а на выходе обнаруживается, что специалисты в этой области не нужны.

Еще одна любопытная статистика касается общей численности работников крупных и средних предприятий. Здесь в 2017 году относительно 2016 года произошло уменьшение по всем параметрам – и принималось людей на работу на тысячу меньше каждый квартал, и увольнялось тоже, и в целом работников крупных и средних предприятий стало меньше. Если по итогам первого квартала 2016 года на крупных и средних предприятиях работало 286,5 тысячи человек, то по итогам 2017 года – 271 тысяча человек. То есть за 21 месяц средние и крупные предприятия области «похудели» на 15 тысяч человек.

Вся эта статистика говорит, в об-щем-то, о явном кризисе на рынке труда Ульяновска. С одной стороны, предприятия сигнализируют об увеличивающемся дефиците сотрудников. С другой стороны, эти предприятия не растут – напротив, работников становится все меньше и меньше. В тоже время увеличивается разрыв между приезжающими в регион и уезжающими из него – отрицательная миграция усугубляет ситуацию. То есть, с одной стороны, хорошую работу в Ульяновской области найти сложно, но работников не хватает. Демографический провал, который уже начался, неизбежно приведет к тому, что сократится общее количество людей трудоспособного возраста, что ударит по предприятиям. Вероятно, также неизбежно и увеличение пенсионного возраста в России -из-за сокращения рабочих рук и нежелания государства платить пенсию, – а это уже ударит по людям.

Ян ГУРОВ