Снимите шляпы, обнажите головы. На прошлой неделе стало известно, что орган все-таки решено вынести из здания филармонии. Его установят в Малом зале Мемориального центра. Объясняется это тем, что зал филармонии в принципе был не приспособлен для органной музыки. Хотя на самом деле речь идет, видимо, о возможной гибели инструмента из-за плачевного состояния здания филармонии.
В среду состоялась встреча региональных властей с музыкальной общественностью. На ней было официально объявлено, что орган из здания филармонии перенесут. Уже найдено место – профессиональный зал органной музыки расположат в Ленинском мемориале.

Представлено это было так, будто перенос органа из филармонии связан в первую очередь с тем, что зал, где стоял этот инструмент, не подходит для подобной музыки. Директор Ленинского мемориала Лидия Ларина заявила, что вопрос о переносе органа рассматривается еще, с 2012 года, когда специалисты московского Акустического института им. Н.Н. Андреева заявили, что зал филармонии не слишком приспособлен под орган. Мол, орган должен звучать на не менее чем единицу, а при посадке людей в зал звук уходил «в минус». Приходилось, по ее словам, применять некие дополнительные технологии, «подзвучку».

Еще один аспект, о котором рассказала Ларина, перечисляя причины для выноса органа из помещения, – это уменьшение допустимого количества зрителей в зале филармонии.

– Филармония провела проектно-сметную документацию на выполнение ремонтных работ. После получения результатов выяснилось, что рассчитанный на 400 мест зал после ремонта не может вмещать в себя такое количество посетителей из-за новых норм антитеррора и эвакуации, – заявила Ларина.

По ее словам, теперь по проекту зал может вместить в себя только 200 посетителей. Да и репетиционных комнат, утверждает Ларина, в здании недостаточно, «основная концертная база всегда находилась в Мемцентре». Поэтому якобы и было решено выделить одно из помещений Мемцентра под классический профессиональный концертный зал.

На заседание пригласили и президента «Акустик групп» Анатолия Лившица, который заявил, что у нового зала «очень хорошая акустическая форма – обычный параллелепипед». Можно подумать, что именно «обычный параллелепипед» создают в лучших концертных залах мира…

Лившиц оценил новый зал на «четверку с плюсом», однако прежде всего, считает он, нужно избавиться от большого стекла по стенам и максимально увеличить длину зала.

– При грамотной работе театрального технолога город получит достойный зал, в который можно поместить орган, – уверен Лившиц.

Краевед Сергей Петров на заседании выступил против переноса органа. Вместо этого он предложил построить новый концертный зал, где и разместить этот музыкальный инструмент. Петров указал также на возможную просадку Мемцентра, о которой, по его словам, говорят геологи, и которая может навредить органу.

Но губернатор Сергей Морозов категорически отверг это предложение. По его словам, новый зал для филармонии точно не будут строить ближайшие семь лет. Деньги выделяются сейчас Ленинскому мемориалу, затем ДК «Губернаторскому», драмтеатру, 200 миллионов рублей заложено на библиотеку имени Аксакова. По словам губернатора, нельзя позволить, чтобы орган молчал 10 лет.

Однако главная причина переноса органа из здания филармонии, видимо, так и не была озвучена. Речь идет о плачевном состоянии самой филармонии. Об этом мы писали еще в номере за 8 ноября 2017 года, в статье «Орган под саркофагом» – официально находящееся на ремонте здание, видимо, не очень-то спешат ремонтировать из-за того, что оно повисло на краю оползня.

Впрочем, эта версия из уст представителя власти все же прозвучала – за день до совещания с музыкальной общественностью председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин сообщил, что вывоз инструмента необходим для сохранения здания. Он прямо заявил, что орган дает дополнительную нагрузку на оползневую зону.

– Что касается здания филармонии – требуется очень серьезная его реконструкция, – приводят слова Смекалина СМИ. – В прошлом году к там отремонтировали кровлю, происходит укрепление фундамента, но для того, чтобы сделать комплексную реконструкцию и как-то сохранить здание, для этого нужно перенести орган.

О дальнейшей судьбе филармонии Смекалин не сообщил, отметив, что сначала нужно сохранить здание, а уж только потом решать, для чего его будут использовать. Однако, судя по всему, музыканты из филармонии окончательно переезжают в Мемцентр и будут ютиться там еще очень долго.

Очень символично, что напротив филармонии стоит «Ветровой орган», который сваяли и подарили Ульяновску кузнецы еще в 2006 году. По их замыслу, скульптура должна была звучать, когда дует ветер, но что-то пошло не так, и ветровой орган стал обычной молчаливой скульптурой. Теперь и настоящий орган замолчал, как и филармония, в которой, возможно, больше никогда не сыграет оркестр.
Сергей ГУРЬЯНОВ