Тема безопасности в школах и дошкольных учреждениях, похоже, опять ушла в тень.

НЕПРИКАЯННЫЕ
Поднимая ее в очередной раз, вернемся к событиям 15 января, которые вызвали в обществе шок. Именно в этот день в одной из пермских школ произошла ПОНОЖОВЩИНА, жертвами которой стали в основном школьники начальных классов. Несколько позже, в Улан-Удэ, в ход пошел топор… И там и здесь оружие в руках держали подростки.

Надо отдать должное, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов тут же поручил министерству образования региона проверить работу пропускной системы контроля и безопасности в школах. «Следует, – заявил он, – обратить особенное внимание на систему профилактической работы. Случай в Перми показывает, что конфликт зрел давно, поэтому органы профилактики правонарушений должны выстроить свою работу так, чтобы не допустить ничего подобного».

Наказ пришелся к месту. Ульяновск, как и вся область в целом, оазисом благополучия и законопослушания вовсе не является. Время от времени становится достоянием гласности информация о криминальных разборках с участием подростковых и молодежных преступных группировок. Ночь, особенно в отдаленных и «спальных» районах города, не самое хорошее время для прогулок, особенно в одиночку. Да что там ночь? До сих пор не идет из памяти «порезанный на шнурки» своим же сверстником парнишка-гимназист в парке имени Александра Матросова. Не раз приходилось быть невольным свидетелем групповых драк между подростками, причем драк средь бела дня, в жилых кварталах, и таких по-звериному жестоких, что забыть их просто невозможно. Кто-то скажет: «Лирика! Эмоции!». Спорить не буду, но попадать в такой «замес» очень бы не хотел.

Можно до бесконечности задавать вопрос: кто должен отвечать за подростков – родители, школа, общественность, правоохранители? Его уже затерли, как медный пятак, а ответа нет. Позволю себе высказать собственное мнение. Виноваты мы все. Согласен, воспитание начинается с семьи. И хорошо, если она полная и благополучная. А если нет? Если у нищих родителей и голове только одна мысль: как прокормить, обуть и одеть своих детей? Как не потерять работу? Как выжить? Есть, правда, еще одна прослойка сытых и благополучных пап и мам. Но у них только «рублики в глазах» и ничего более. А через шуршащие купюры, как ни старайся, никого не увидишь, даже собственных детей.

Школа? Хорошо, если в ней есть кнопки тревожной сигнализации, видеонаблюдение, тренированная охрана из крепких бойцов. Но это редко. Чаще тетя с вязанием в руках или мужчина ну очень солидных лет, естественно, безоружные, физически немощные и никакой защиты из себя не представляющие.

Общественность? Закончились уроки, преподаватели вздохнули с облегчением, и ученики высыпали на улицу. Акселераты, не по возрасту сильные и крепкие, энергия в них так и кипит, ищет выхода. Надо бы в спортзал, но он после уроков закрыт, да и секции платные. На стадионе – шаром покати, ни тебе хорошего оборудования, ни спортинвентаря, а если они есть, то нет инструктора, тренера, который бы научил. Это к вопросу о заботе государства о подрастающем поколении. Зато ларек, вот он, руку протяни, через дорогу от школы. А там сигареты и «пивас». Собрались, скинулись, вмазали, прошу прощения за уличный жаргон, и пошли шакалить.

Дома? У одних пьяные «предки», разборки, даже поесть порой нечего. У других хорошие родители, хочется с ними побыть вместе хотя бы один вечер. Но они в постоянной погоне за хлебом насущным. По телевизору сплошной мордобой и непотребщина. А утром опять в школу… Не говорю с чужих слов, все каждый день, и даже с некоторыми неприкаянными живу в одном подъезде. И не отвлекаюсь от темы: дети не защищены не только в школе, они беззащитны везде и во всем. Так какого же «благородства» мы от них ждем?

ДАЙТЕ МОНИТОРИНГ
Тем не менее будет неправомерным говорить, что на безопасность детей махнули рукой. С учетом сложности явно хронической проблемы губернатор поставил перед профильным министерством задачу усовершенствовать систему безопасности в образовательных учреждениях. «Ежегодно, – говорит он, – мы направляем до 30-40 миллионов рублей на решение вопросов безопасности в сфере образования. В первую очередь начнем с оснащения учебных заведений техническими средствами контроля над ситуацией как в самом учреждении, так и на прилегающей территории. Важным элементом такой работы станет усиление воспитательных функций в школе».

Важны планируемые встречи с представителями силовых структур и родителями для обсуждения мер безопасности. Эффективным решением проблемы видится наличие специальных охранных служб и структур в детских учреждениях. Их сегодня больше всего в городских школах. А сколько в сельских? Нужен мониторинг ситуации не только по образовательным учреждениям, но и по всем без исключения социальным объектам. Станет ясно, где какие недостатки, в чем потребность, какими силами и средствами их можно будет закрыть. Понятно, что это работа многих дней. Если же брать систему образования, то первые средства она получит уже в нынешнем году. В бюджет заложен 51 миллион рублей. Средства пойдут на установку систем видеонаблюдения, кнопок экстренного вызова, ремонт и установку ограждений на территории школ.

На очереди разработка паспортов безопасности, позволяющих определить степень соответствия школ требованиям по защите от действий террористов. Составляются они с учетом предложений и замечаний силовых структур региона. Работа предстоит объемная. Только в Ульяновске насчитывается 80 средних школ, 17 ДЮСШ, 12 детских школ искусств. Кнопками тревожной сигнализации оборудованы все школы и 12 учреждений спорта. Системы видеонаблюдения установлены во всех школах города Ульяновска, в 14 учреждениях спорта, в 8 школах искусств. Детская художественная школа дополнительно в ночное время имеет пультовую охрану как объект культурного наследия. На стадионе «Старт» установлены четыре рамки металлодетекторов.

Установлены турникеты в 58 образовательных организациях.

Нас заверяют, что в школах ужесточаются меры по соблюдению пропускного режима, проводятся инструктажи с работниками и учениками, тренировки по эвакуации в случае террористической угрозы жизни и здоровью. Выстраивается взаимодействие с УФСБ и УМВД России по Ульяновской области.

«НЕ ВЕРИМ!»
Депутаты ЗСО, напротив, не спешат бить в литавры. Председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов напомнил, что на предыдущем заседании, в декабре прошлого года, министерству образования региона было рекомендовано сформировать «дорожную карту» для исправления ситуации с безопасностью в образовательных учреждениях с учетом их категорий и финансовых затрат. Документ должен учитывать постановление Правительства РФ об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и поручение губернатора о разработке дополнительных мер по обеспечению безопасности детей.

Министр образования региона Наталья Семенова заверила парламентариев, что рекомендации учтены. Завершена работа по определению категорий безопасности школ: к первой относятся 93 здания образовательных учреждений, ко второй – 175, к третьей – 162. Не все здания учебных учреждений соответствуют требованиям безопасности. Это относится прежде всего к учреждениям первой категории: здесь предъявляются особые требования к пропускному режиму, значит, и траты будут выше. Более того, на обеспечение учебных заведений физической охраной из числа специалистов лицензированных агентств, по признанию министра, нет ни рубля.

У депутатов своя позиция: министерство образования напрасно взваливает на руководителей школ задачу самим искать источники финансирования. Как показали события в школах Перми и Бурятии, такой путь недопустим. Помните, у Ивана Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». К тому сказано, что средства субвенций из областного бюджета в муниципалитеты распределяются таким образом, что почти 95% этих денег идет в фонд заработной платы, 3% – на приобретение учебников и 2% – на так называемые прочие расходы, в том числе обеспечение безопасности. Понятно, что этих денег недостаточно, и школы начинают с присущей им энергией трясти родителей.

После жарких дебатов парламентарии настояли на своем: вся работа должна быть сконцентрирована исключительно вокруг проблемы безопасности, и министерству, кровь из носа, 79 миллионов рублей предстоит найти. «Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, – еще раз изложил свою позицию Игорь Тихонов, – задача государственной власти. Если бы министерство руководствовалось этой истиной изначально, у нас было бы четкое понимание того, сколько средств нужно школе на обеспечение безопасности». Министру дали срок на окончательные расчеты и предупредили, что в марте комитет вновь вернется к рассмотрению этого вопроса.

ОСАДОЧЕК ОСТАЛСЯ
Такая настойчивость вполне объяснима. На коллегии областной прокуратуры по итогам 2017 года, состоявшейся в минувшем месяце, в очередной раз сказано было про многочисленные факты уклонения органов местного самоуправления от обследования детских образовательных учреждений, оформления паспортов безопасности, обеспечения необходимыми инженерно-техническими средствами.

Вскрываются факты, когда на территорию таких учреждений могут беспрепятственно проникать посторонние, системы видеонаблюдения отсутствуют. В некоторых образовательных учреждениях прокуроры вскрыли возможность доступа детей через школьные компьютеры к интернет-сайтам, которые содержат видеофайлы и текстовое описание порядка подготовки самодельных взрывных устройств и легковоспламеняющихся жидкостей типа «коктейля Молотова». Помимо этого, открывались ссылки на запрещенную экстремистскую литературу.

Казалось бы, все поняли. Но вот еще одна ложка дегтя в бочку меда. Прокуроры выяснили, что для чиновников из Новомалыклинского района законодательство об охране жизни и здоровья детей, похоже, служит ковриком у порога. Иначе как объяснить тот факт, что сразу в трех детских садах пропускной режим отдан на откуп сторожам и завхозам. Это говорит только об одном: все разговоры о системном подходе, отсутствие которого не исключает трагедий, подобных в Перми и Улан-Удэ, до сих пор для многих являются пустым звуком.