Ульяновский дизайнер Ярослав Андреев заявил о намерении засудить американскую компанию Netfiix, которая известна выпуском знаменитых на весь мир сериалов и фильмов. Дело в том, что постер нового сериала «Видоизмененный углерод» является, по его мнению, точной копией его концепта к выставке «Проект Глубокой заморозки», разработанного девять лет назад.

Сериал «Видоизмененный углерод» вышел на экраны канала Netflix 2 февраля 2018 года. Он снят по одноименному роману 2002 года. Заказан сериал компанией в 2016 году. Постер к сериалу, соответственно, появился примерно в эти же годы. На нем изображен обнаженный, обхвативший себя руками мужчина, повернутый боком к зрителю. Он находится в чем-то наподобие упаковки для полуфабрикатов. К его лицу тянется маска, видимо, снабжающая его воздухом.

Ярослав Андреев в своем Facebook сообщил, что считает этот постер плагиатом – в 2009 году он подготовил визуальный концепт к региональной выставке «Проект Глубокой заморозки». На ней изображены точно такие же обнаженные повернутые боком к зрителю люди в пластиковой упаковке.

У Андреева это упаковка товара – со штрихкодом, названием и описанием («100-процентно натуральные и готовые к использованию» люди), тогда как у Netflix в фантастическом мире человеческие тела хранятся в такой упаковке для последующего использования – сознание людей хранится на носителях и в этот «человеческий сосуд» загружается. Изображение действительно очень похоже.

«Проект Глубокой заморозки» – это выставка, которая была задумана ульяновскими региональными отделениями Союза дизайнеров и Союза архитекторов России в декабре 2009 года. Ярослав Андреев разработал концептуальную основу и фирменный стиль выставки, который и перекликается с постером Netflix.

Теперь дизайнер ищет юристов, которые готовы взяться за судебную тяжбу с мультимедиа-гигантом. В комментариях к сообщению об этом в его Facebook уже началось обсуждение возможного иска. Правда, пока желающих не нашлось.

«Кто Netflix. И кто мы. … Начать процесс против них, сам понимаешь, это уже само по себе как на Эверест», – написал один из юристов.

Андреев заявляет, что если есть хоть один-шанс засудить американскую компанию, он хочет его использовать.

Впрочем, многие считают, что никакого плагиата тут нет -изображение человека в упаковке очень часто используется как образ. В Сети есть изображения на эту тему, пусть и не так явно друг с другом перекликающиеся. Кроме того, авторское право – по крайней мере в России, как отметили юристы, – не защищает похожие проекты, появившиеся независимо друг от друга.

Добавим, что Netflix и ранее обвиняли в плагиате. В частности, британское издательство. Prolific North в 2016 году обнаружило, что у него «стащили» логотип, пусть и не злонамеренно.

Ян ГУРОВ