На протяжении целого века в Симбирске существовала благотворительная организация – женское Общество христианского милосердия. Датой его основания одни авторы называют 18 марта 1817 года, другие -15 марта 1818 года. Если принять верной вторую дату, то нынче можно говорить о 200-летии Общества.

Идея создания благотворительного общества появилась во время Отечественной войны 1812 года, когда в город прибывали жители разоренной Москвы, жившие за счет частной благотворительности. Но реальные шаги были предприняты только в 1817 году. Вокруг супруги губернатора Екатерины Магницкой сформировался кружок дам-благотворительниц, которые помогали неимущим, особенно лицам «скрытой бедности», то есть стыдящимся своего положения. В то время благотворительные общества существовали под патронажем императорской семьи и могли считаться действующими лишь после высочайшего соизволения. Губернатор Михаил Магницкий обратился к князю Голицыну с просьбой о ходатайстве перед императором. В письме Магницкого от 15 марта 1818 года «Обществу христианского милосердия симбирских дам» говорится о том, что императрица Елизавета Алексеевна приняла звание покровительницы этого Общества. В апреле 1818 года Елизавета Алексеевна прислала тысячу рублей на благотворительные цели и с той поры такую сумму присылала ежегодно.

Членом Общества могла быть «всякая женщина христианского исповедания, какого бы звания она ни была». При вступлении следовало внести какую-либо сумму по своему усмотрению, а затем 100 рублей ежегодно (впоследствии -30 рублей). Пожертвования от мужчин принимались тоже. Руководство осуществлялось правлением Общества и президентом, избираемыми ежегодно. Общество никогда не было многочисленным. Больше всего членов – до 40 человек – оно насчитывало в 70-х годах XIX века.

Ставилась задача выявлять всех, оказавшихся в тяжелом положении – вдов и сирот; ремесленников, впавших в нищету от болезни; людей, разоренных несчастными случаями и стыдящихся просить милостыню. Объектами попечения являлись также тюрьмы, госпитали, больницы, богадельни, воспитательные дома, монастыри.

Помощь оказывалась не только деньгами на пропитание и одежду, но также на приданое бедным девушкам, на погребение. Обо всех делах Общества в начальный период трудно судить, так как его документы были уничтожены пожаром 1864 года. Да и помощь оказывалась скрытно. Общество было освобождено от налогов и сборов. С 1840 года одним из источников дохода стало исключительное право на продажу игральных карт.

Вскоре после создания Общества губернатор Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. В связи с этим его супругу на посту председательницы сменила Вера Ивашева, жена генерал-майора Ивашева. Эту должность она занимала до своей кончины в 1837 году. Затем Общество возглавляли Елизавета Кошкина, Ольга Хвощинская, а с 1866 по 1906 год бессменной председательницей была Александра Бычкова, известная в губернии благотворительница.

Главным инициатором создания женского Общества можно считать губернского предводителя дворянства князя Михаила Баратаева. И впоследствии он долгие годы был секретарем Общества. Баратаев был создателем и почетным попечителем первого основанного Обществом учреждения -Дома трудолюбия, открытого в 1820-м году. Туда принимали девочек 7-12 лет, детей бедных родителей, «служивших отечеству с пользою по военной или гражданской части». После окончания воспитанницы могли поступить на службу в частные дома. Наряду с обучением грамоте основное внимание уделялось рукоделию. После окончания курса воспитанницы получали все необходимое, а при выходе замуж или достижении совершеннолетия – денежное вознаграждение. Почти 20 лет попечительницей Дома была Авдотья Белякова – «препопечительная и препочтеннейшая дама», по отзыву Михаила Баратаева. Правление Общества приобрело для Дома трудолюбия небольшой каменный дом с садом на Свияжской (с 1832 года Покровской) улице. В 1828 году был надстроен 2-й этаж по проекту Коринфского, впоследствии дом неоднократно перестаивался. Дом трудолюбия и установленные в нем порядки считались образцовыми во всей России. Заведение посетили два императора: Александр I и Николай I, оба имели очень высокое мнение о нем и оставили щедрые пожертвования. В 1847 году по указу Николая I, в память первой покровительницы, покойной императрицы Елизаветы Алексеевны, Дом трудолюбия был преобразован в 3-кпассное Елизаветинское училище. С 1820-го по 1865 год в этом заведении получили воспитание 1035 девушек. Здание Елизаветинского училища сильно пострадало в пожаре 1864 года. На Большой Саратовской существовало Мариинское училище, позже преобразованное в гимназию. После пожара Елизаветинское училище было присоединено к Мариинской гимназии с наименованием Елизаветинского пансиона. Общество христианского милосердия предоставило свой дом Мариинской гимназии.

После большого пожара 1864 года Общество открыло убежище для детей бедных погорельцев в Вырыпаевке, в доме помещика Насакина. Позже Обществу был передан дом удельного хозяйственного училища в Конно-Подгородной слободе, где нашли приют до 170 детей, многие из них потом вернулись в семьи, когда родители отстроились заново. На попечении Общества остались 74 круглые сироты, положившие начало постоянному детскому приюту. Позже в приют стали принимать только девочек-сирот. Императрица Мария Федоровна приняла его под свое покровительство. Обучение и воспитание девочек строилось на тех же основах, что и в Доме трудолюбия. После выпуска более способные девушки становились сельскими учительницами или фельдшерицами, других Общество устраивало прислугой в частные дома.

В 1889 году Общество передало приют Симбирскому губернскому попечительству детских приютов – в прекрасном состоянии, со зданием, домовой церковью, всеми постройками, садом и имуществом.

Мещанин Александр Зотов, скончавшийся в 1881 году, завещал городу свой дом по Петропавловскому спуску, с условием открыть в нем богадельню. Но как раз в это время другим горожанином были пожертвованы два больших дома и деньги на устройство богадельни. Дом Зотова оказался лишним и пустовал. Общество христианского милосердия попросило о передаче ему дома для престарелых и убогих женщин.

Приют был открыт в октябре того же года, но для него пришлось построить новое здание, так как дом Зотова оказался непригодным и его снесли. В приют помещались женщины без различия сословий и вероисповедания. Кроме того, вне заведения ежегодно 20-30 пансионерок получали помощь в виде ежемесячного пособия.

К сожалению, к XX веку лучшие времена Общества христианского милосердия миновали. Филантропические настроения в Обществе убавились, дворянство обеднело. К тому же возникли новые благотворительные организации. Пожертвования, и без того скудные, тонкими ручейками растекались в разных направлениях. Общество стало испытывать значительные финансовые трудности. С призреваемых стали взимать деньги. Тех старушек, которые не смогли этого сделать, стали выживать из приюта. Их просто выгнали. 10 человек, отдавших приюту последние сбережения в надежде иметь кров и пищу в старости, оказались на улице.

Пострадавшие обратились в ведомство учреждений Императрицы Марии и в суд, полностью признавший правоту истиц. Общество было вынуждено выплатить внесенные ими суммы, лишившись значительной части своего бюджета. А разразившийся скандал значительно дискредитировал организацию в глазах общественности, невзирая на прежние заслуги.

В 1906 году председательницей Общества христианского милосердия стала Екатерина Перси-Френч. Но даже ее огромный авторитет не мог восстановить репутацию Общества и обеспечить приток пожертвований. Постепенно Общество прекратило все виды благотворительности, кроме содержания приюта.

В 1913 году многие дворянки отказались от звания членов женского Общества христианского милосердия. Вскоре началась война, и процесс распада ускорился. В 1916 году деятельность Общества полностью прекратилась.

Нина КОСТЕРИНА