Данные Ульяновскстата показывают – в регионе снова произошло увеличение случаев производственного травматизма на предприятиях, хотя количество погибших уменьшилось.

В 2017 году при несчастных случаях на производстве пострадало 244 человека – на три человека больше, чем в 2016 году. Четыре случая – со смертельным исходом (в 2016 году было семь погибших). Показатели ниже, чем за 2015 год, но все равно серьезные. Несчастные случаи отмечались на 132 предприятиях – есть компании, где травматизм работников – это едва ли не норма.
Инспекция труда по Ульяновской области приводит цифры еще более неприятные: за 2017 год уровень тяжелого производственного травматизма увеличился на 14,2 процента – тяжелые травмы получили 64 человека вместо 56 в 2016 году.

42 процента несчастных случаев на предприятиях произошло по причине неудовлетворительной организации производства работ. Еще 12,5 процента оказались следствием эксплуатации неисправных машин, механизмов и оборудования. 9,4 процента – это нарушения Правил дорожного движения.

В 34 процентах случаев работники получали травмы после падения с высоты, в 25 процентах люди пострадали из-за каких-либо механизмов. 15 процентов – это воздействие повышенной или пониженной температуры воздуха.

Отметим, что, по данным Ульяновскстата, из тысячи всех работающих ульяновцев, как минимум, один получает травму – это с учетом офисных сотрудников, педагогов и так далее. Статистика для промышленных предприятий значительно хуже. Так, почти половина всех травм получена работниками обрабатывающих производств (43,8 процента); также многие несчастные случаи связаны с предприятиями транспортными и строительными.

Данные инспекции указывают и на еще одну опасную тенденцию: 75 процентов всех несчастных случаев с тяжелым исходом произошли с работниками в возрасте 50-62 лет – как пишет ведомство, это «относительно трудоспособная часть мужского населения». В связи с этим снова возникают вопросы по возможному повышению пенсионного возраста -даже нынешние 60 лет для тяжелых производств оказываются слишком опасными.

При этом списывать случаи травматизма на работников нельзя. Например, в 2017 году только три несчастных случая произошли с рабочими, которые находились в состоянии алкогольного опьянения.

Нынешние цифры по травматизму на предприятиях могут оказаться заниженными – компании предпочитают скрывать несчастные случаи. Так, пять подобных случаев инспекции труда удалось раскрыть, хотя предприятия не собирались о них рассказывать. Еще 19 смертельных несчастных случаев были квалифицированы как «не связанные с производством», однако в расследовании не оказали содействия бюро судмедэкспертизы и медико-социальной экспертизы.

Чем же объясняется такое огромное количество несчастных случаев на производстве? Инспекция труда предпочитает видеть в этом в первую очередь вину малых предприятий, которые не озабочены безопасностью.

– В области увеличивается число малых предприятий, которые возглавляют зачастую люди, далекйё от производства, не имеющие специального образования, не владеющие необходимыми знаниями и навыками эффективного управления, – объясняют в инспекции труда.

Там отмечают, что руководители таких организаций зачастую игнорируют безопасность технологических процессов и организацию служб охраны труда.

Однако практика показывает, что очень много травм получают работники именно крупных предприятий. Например, в прошлом году поднимались вопросы о ситуации на предприятиях УАЗа. В частности, в СМИ описывались истории работника Александра Маричева, лишившегося кисти руки из-за неисправного станка, и Виталия Шорина, который погиб, будучи затянут под конвейерную ленту. Оба случая произошли в 2016 году, однако работники рассказывали и о других фактах травматизма из-за неисправного оборудования, нехватки наладчиков и т.д. Предприятия пытаются экономить на самом важном – безопасности производства. Увы, от этого русского авось никто избавляться не собирается, но оборачивается такая модель поведения тяжелыми травмами, а иногда и гибелью работников.

Портал, который анализировал ситуацию с травматизмом на автозаводах России, отмечал, что такие страшные случаи характерны именно для российских концернов: УАЗа, ВАЗа, ГАЗа. Зарубежные фирмы, которые открывают в нашей стране производство, действуют иначе – первым требованием у них как раз является безопасность рабочих. И травматизм на российских заводах Renault, Hyunday, Volkswagen если и случается, то очень редко. Да и то, как правило, это переломы, из-за падения рабочих. Тяжелых травм, которые бы приводили к инвалидности, там нет.

Характерен такой подход российских компаний не только в области автопрома. Например, в октябре прошлого года возле «Дома на Минаева» землей засыпало работника компании «Проспект +» в котловане. Он умер в больнице. Выяснилось, что стенки вырытой ямы не укрепили подпорками.

Ян ГУРОВ