Агентство по туризму представило руководителя созданного в регионе Комитета по развитию внутреннего туризма Андрея Казанцева. В то же время СМИ сообщают, что со своими партнерами якобы не выходит на связь основатель Ассоциации туриндустрии Ульяновской области Юлия Уба, на которую в свое время тоже возлагали большие надежды. Эти два предложения – пожалуй, все, что нужно знать о развитии туризма в нашем регионе.

Новая структура появилась при объединении предпринимателей «Опора России» в Ульяновской области. Возглавил ее один из руководителей двух турфирм – Казанцев.

– В планах – развитие нашего региона «на въезд» из соседних регионов, из заграницы и расширение туристского кластера. Сейчас мы плотно ведем работу с нашими региональными отделениями и комитетами, обмениваемся продуктами в сфере туризма, – приводятся слова Казанцева в местных СМИ.

Прокомментировал создание комитета и председатель ульяновской «Опоры России» Николай Солодовников.

– Как мне кажется, в первую очередь данный комитет должен участвовать в текущих проектах, которые задуманы регионом, – заявил Солодовников.

Ничего более конкретного о том, как комитет будет развивать внутренний туризм, пока нет. Очень велика вероятность, что больше об этом комитете мы не услышим.

Вообще на теме туризма в Ульяновской области регулярно образовываются некие комитеты, ассоциации, агентства, которые реально развить регион как привлекательный для иногородних и иностранных туристов так и не смогли, зато успели на чем-нибудь оскандалиться. Так, недавно ульяновские СМИ написали о судьбе Ассоциации туриндустрии Ульяновской области, которую возглавляла Юлия Уба. На этот бизнес-проект возлагались определенные надежды. В ассоциацию вошли заповедник «Родина Ленина», Ленинский мемориал, Краеведческий музей, ряд гостиниц… Уба должна была координировать их деятельность, стабилизировать рынок туристических услуг. Ассоциацию активно пиарило правительство области, правда, расплывчатыми фразами: «Ассоциация станет инструментом продвижения инициатив Ульяновской области в сфере туризма на федеральном уровне», – и так далее.

Уба возглавляла ульяновскую точку продаж компании.

И вот выяснилось, что начинание накрылось медным тазом – об этом сообщили СМИ, по данным которых, из ассоциации стали выходить ее участники, а сама Уба просто пропала из информационного поля – и не только. В феврале, например, в Facebook бросил клич предприниматель Дмитрий Рябов, который заявил, что Уба исчезла, не отвечает на звонки и сообщения. Рябов ее нашел, но где и зачем искал – не сказал. Зато в комментариях отметился Камран Рахим из Шри-Ланки, который тоже сообщил, что давно ищет директора ассоциации.

По данным СМИ, у Юлии появились долги перед участниками ассоциации, а на телефонные звонки она перестала отвечать с ноября. Агентство по туризму Ульяновской области тоже признало, что у него нет информации о том, что случилось с ассоциацией.

Все это очень странно – почему на агонизирующем теле туризма Ульяновской области с завидным постоянством образуются подобные организации, а развития как такового нет? Рост внутреннего туризма официально очень скромный – в 2017 году в регион заехало 455 тысяч туристов, что больше на 4,5 процента, чем в 2016 году. Но как ведется подсчет и сколько туристов реальные – сложно сказать. Например, китайцев, на которых регион возлагает огромные надежды, через Ульяновск за три года прошло всего-то семь тысяч.

В буклете о состоянии и перспективах развития туризма в Ульяновской области, подготовленном агентством по туризму, прописано, что наиболее развит в регионе так называемый «конгрессный туризм». Все остальное – совсем не развито. То есть в этом числе – 455 тысяч человек – львиную долю составляют люди, которые приезжают в регион на культурный, авиационный, деловой и другие форумы, которые периодически у нас проводятся. Этих «туристов» зачастую селят, кормят и водят за бюджетный счет.

А цели у агентства по туризму – о-го-го какие! К 2030 году, надеются в агентстве, Ульяновскую область будет посещать 1 млн туристов. Верится в это с трудом, откровенно говоря, потому что пока туризм в Ульяновской области – это некая дойная корова, от которой очень быстро отказываются, когда она перестает приносить доход. В качестве примера можно вспомнить «Усадьбу колобка», ныне закрытую и обанкроченную; угробленный «Волжский путь», который, мы надеемся, еще спасут; ряд других грандиозных проектов, которые даже не начали реализовываться; закрытый музей палеонтологии в Ундорах с уникальным и, видимо, утерянным для региона фондом ученого Владимира Ефимова – и т.д.

И ведь Ульяновская область, создавая комитеты, но не создавая туристический продукт, постоянно отстает от своих соседей: в Татарстане есть кроме самой Казани Болгар, Град Свияжск, еще ряд объектов, куда охотно везут туристов в том числе из Ульяновской области. В Самарской области – великолепные Жигулевские горы, удобные фестивальные поляны. Пока у нас срывается «Волжский путь», соседние регионы (не только перечисленные, Саратов тоже не отстает) проводят свои исторические фестивали – разнообразные, интересные, каждый с собственной изюминкой. Вот это важно – не пропустить конкурентов вперед. Ну что Ульяновск сам по себе? Купеческий город на Волге, похожий на Нижний Новгород и другие волжские областные центры; родина Ленина, который и в более приятной глазу Казани прилично побыл; место сосредоточения советской архитектуры, которую уничтожают «рекламной архитектурой» XXI века… У Ульяновской области пока что планы, амбиции, программы…

Точной информации о количестве туристов, посещавших Ульяновскую область во времена СССР, нет. Известно, что в 1989 году в регион приезжал миллион туристов – вероятно, без учета участников различных конгрессов. Вот тогда «Красный туризм» действительно существовал – если сейчас на улице на разговаривающих на иностранном языке люди оборачиваются, то тогда это было нормой – люди со всего мира приезжали на родину Ленина.

Степан ГОРИН