Искандер Мехдиев
В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ЛЕНИНСКОГО МЕМОРИАЛА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА ЗНАМЕНИТАЯ ОПЕРА П.И. ЧАЙКОВСКОГО. ПОСТАНОВКА ПОЗВОЛИЛА ПО-НОВОМУ ВЗГЛЯНУТЬ НА ОДНОИМЕННУЮ ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА.

Многие, если не большинство зрителей в зале, пришли на классическую оперу впервые. Интересно было сравнить действо с более привычными театрализованными постановками, где вокальные партии щедро разбавляются хореографией и визуальными эффектами. «Пиковую даму» можно было слушать, закрыв глаза – сознание само рисовало образы героев и события.

Стоит отметить, что автор либретто, брат Петра Ильича Чайковского Модест, серьезно переработал бессмертное творение Александра Сергеевича Пушкина. Так, в первых же партиях Герман предстает не холодным и расчетливым, охваченным жаждой быстрого обогащения, но страстным и влюбленным в Лизу. Солист московского музыкального театра «Геликон-опера» Виталий Серебряков, исполнивший роль главного героя, подчеркнул, что работа над образом была чрезвычайно сложной.

– В трактовке Модеста Чайковского есть много ходов, которые позволили сделать Германа ярче и глубже, – объяснил артист. – Сама опера – далеко не простое произведение, одно из самых сложных в мировом оперном искусстве. Если в оперы Джузеппе Верди влюбляешься с первых нот, то здесь требуется время для понимания и осмысления. Тем интереснее было работать.

Другое явное отличие оперы «Пиковая дама» – образ самой Лизы. Из бедной воспитанницы она превращается во внучку графини, вследствие чего теряет ряд черт, прописанных Пушкиным. Неудивительно, что солистке, исполнившей главную женскую роль, приходилось прилагать немало усилий, дабы сделать этот образ объемнее.

– В либретто роль Лизы не слишком раскрыта, – подтвердила солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Ващенко. – Образ достаточно простой – любовь, страсть, естественные чувства. Но при этом я старалась показать, что Лиза еще и сильная женщина, способная на решительные поступки. Надеюсь, мне это удалось.

Напомним: действие повести «Пиковая дама» разворчивается в эпоху Александра I. Опера же переносит слушателя в более ранний период истории России – времена правления Екатерины Великой (императрица появляется во втором действии. – Авт.). В тексте звучат стихи Державина, Жуковского, Батюшкова. Отличается и финал – Герман, проигравший все и потерявший любимую, не сошел ума, а покончил с собой. До последнего мгновения в нем продолжают бороться любовь к Лизе и мечта о несметном богатстве.

Огромная роль в опере отводится хору. Перед ульяновцами выступили артисты Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы имени С.Г. Эйдинова, создавшие неповторимый эмоциональный фон оперы. Также в постановке приняли участие солисты Ульяновской филармонии Елена Рождественская и Алена Гуляева.

– Мы с оркестром готовились очень тщательно, стараясь объять это огромное музыкальное произведение, – объяснил главный дирижер Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Держава» Олег Зверев.

– С солистами же была всего одна репетиция. Но поскольку артисты все, как на подбор – проблем не возникало.

Заключительные аккорды были встречены ульяновцами овацией – опера никого не оставила равнодушным.

Наша справка
Опера «Пиковая дама» в трех действиях и семи картинах была написана П.И. Чайковским во Флоренции, весной 1890 года. Замысел постановки принадлежал директору императорских театров И.А. Всеволожскому. Ему же принадлежит идея временного сдвига событий оперы на более ранний период.

Первое исполнение оперы «Пиковая дама» состоялось в Санкт-Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года. Впоследствии произведение вошло в репертуар многих ведущих музыкальных театров России, Европы и США.

В Ульяновске опера «Пиковая дама» впервые исполнялась в 2012 году, а отдельные фрагменты (интродукция, арии) многократно включались в концертные программы.