Надумалось продолжить перепечатку статей из старых газет и журналов – без какого-то особого повода или даты. Во-первых, накопилось изрядное количество этого багажа, и надо же когда-то его использовать. Во-вторых, подобные публикации оказываются кстати, когда не доходят руки до подготовки больших тематических сюжетов, или эта подготовка занимает много времени. А главное – встречаются интересные статьи, которые хочется немедленно извлечь их из слежавшихся старых страниц и представить современному читателю.
Казалось бы – ну, что такое газетная статья, да еще написанная много лет назад? Однодневка, злоба давно минувшего дня. А когда листаешь пожелтевшие подшивки, то воочию видишь, как эти отдельные штрихи складываются в живописное и сложное полотно. Так и назовем – «Штрихи». Портрета города, его истории. Конечно, с поправкой на субъективный фактор и политический момент. Жившим в те времена не надо объяснять, насколько мастерски люди владели умением читать между строк. А журналисты – хорошие журналисты – не менее виртуозно умели между строк писать.
Впрочем, к предлагаемой сегодня заметке это отношения не имеет. Ее можно рассматривать как предисловие к другим статьям, которые последуют далее. Их объединяет не только хронологическая последовательность, но и определенная внутренняя связь, возможно, не очень явная. Но вот возникло ощущение некой логической цепочки, хотя написаны статьи в разное время, разными людьми и по разным поводам.
Начнем же вот с чего. Небольшое, но красочное обзорное описание Ульяновска составил в конце 1940-х годов для журнала «География в школе» Вадим Вячеславович Покшишевский – известный советский географ, доктор географических наук (1952), профессор. Статья приведена с сокращениями. Признаю, почти полностью исключены описания ленинских мест (Дом-музей и пр.), а также прославление гения Сталина. Не по каким-то идеологическим соображениям, а просто потому, что как раз эти разделы статьи достаточно типичны и почти дословно повторяют многие другие подобные тексты. А вот описание автором великолепного вида с Венца на незастроенные пока заволжские дали или кипения городской жизни на старых еще улицах… Почти полное ощущение присутствия.
Иллюстрации (большинство – из альбомов группы) не все точно соответствуют времени публикации статьи, но в целом достаточно достоверно воспроизводят вид города и его отдельных мест в описываемый период.
***
УЛЬЯНОВСК
(журнал «География в школе» №1 за 1949 г.)
…Ульяновск с Волги почти не виден. 150-метровой зеленой стеной поднимается крутой, местами разрушенный оползнями берег. Основная часть города лежит на другом скате его, полого спускающемся на запад, в сторону Свияги… Только отдельные дома выступают на гребень, метко названный «Венцом». Здесь, на главной площади, господствуя над рекой, высится памятник Ленину.
Внизу, у дебаркадеров, пристанские постройки, склады; все это носит какой-то временный характер, ведь в каждое половодье здесь гуляет вода. Кратчайший путь к центру города – по «бесконечной» (более 700 ступеней!) деревянной лестнице. С каждой ее площадки открывается все более и более широкий вид на Волгу и противоположный берег. Словно на живой карте отчетливо видны все элементы волжской долины. До самого горизонта тянутся темные леса. Ближе глаз улавливает склон коренного берега и верхних террас. Сквозь бархатную зелень леса и лугов кое-где просвечивает краснота глин, слагающих левый берег. Потом широкой лентой идет пойма: кудрявится ивняковый кустарник, строем вытянулись большие старые ветлы, подчеркивая линию берега. По самой Волге разбросаны острова: то совсем молодые, желтопесчаные, то уже покрытые зеленью всех оттенков. Вниз по течению смутно угадываются горы Сенгилея на правом берегу. Там, где Волга немного отходит от крутого правого берега, отдавая и этой стороне кусочек своей поймы, среди сочной луговой зелени, ивняка и песчаных проплешин поблескивают старицы. Где-то у самого горизонта далекие колокольни означают отдельные селения.
С «Венца» вид еще шире, еще величественнее. Железнодорожный мост, пересекающий Волгу к югу от города, выглядит отсюда макетом, по которому бегут игрушечные поезда. А каким высоким казался он, когда мы проезжали под ним! …
Мы входим в город. То тут, то там высятся большие новые дома. По асфальту главных улиц бегут машины и автобусы. В новых скверах (в Ульяновске любят зелень) высятся знакомые белые скульптуры пионера с горном или девушки-физкультурницы. Однако многие уголки города сохранили архитектурные постройки XVIII – XIX вв. На каждом шагу видишь, как в старых зданиях идет новая жизнь. Вот превосходный дворянский ампир фасада здания на бульваре у «Венца», ныне в нем сельскохозяйственный институт. … Вот здание бывшего дворянского собрания; в одном крыле его две комнаты занимала Карамзинская библиотека. … В настоящее время все здание отведено под Дворец книги. В Карамзинском садике бронзовая фигура музы истории Клио высится над скульптурным бюстом Карамзина в нише пьедестала…
Мы выходим на главную улицу города – Гончаровскую, и опять образы культурной истории России окружают нас. Вот дом, где родился Гончаров. … Мимо гончаровского дома ныне стремится поток людей, напряженная работа идет в расположенных на главной улице учреждениях. Бойко торгуют большие магазины, люди толпятся у входа в кино, у газетных киосков. На другой стороне улицы сохранился старинный Гостиный двор, где бабушка из «Обрыва» закупала приданое Марфиньке…
Чтобы почувствовать новый Ульяновск и все преобразования, произведенные в сталинскую эпоху, надо пройти за Свиягу. Здесь, во вчерашней слободе Конной, воздвигаются корпуса автомобильного завода. … Многие цеха уже работают, идет уже и сборка автомобилей – полуторатонных грузовиков. … Выстроенная для нужд завода большая ТЭЦ с конца 1946 г. дает ток, заключившись в городское кольцо.
Неузнаваемы окрестности бывшей слободы Конной, превращающейся в крупный промышленный район города. Правильными рядами протянулись дома новых кварталов, аккуратные коттеджи подходят к заводу. Яркими огнями залит по вечерам район за живописными берегами Свияги…
Автомобильный завод – только одно из многих новых предприятий Ульяновска. Здесь уже работает несколько крупных машиностроительных заводов, выпускающих электромоторы, станки, малолитражные двигатели, созданы прядильно-чулочная и швейная фабрики и многие другие предприятия. … Современный Ульяновск – важный транспортный узел. … Значительно выросло население Ульяновска…
Большое значение в жизни Ульяновска имело преобразование его в 1943 году в областной центр в связи с созданием Ульяновской области. Недавно Совет Министров утвердил генеральный план реконструкции Ульяновска. План этот предусматривает рост городской территории почти в два раза, перепланировку ряда старых улиц, благоустройство оврагов, прорезающих город в средней его части, сооружение новых мостов через Свиягу, противооползневые работы на волжском берегу. Для связи с пристанями намечается устройство фуникулера…
В.В.Покшишевский
***
Ну вот, благодаря этому вступлению определились некоторые отправные точки – места и события – для дальнейших штрихов. Целую большую панораму нарисовать, конечно, не получится; попробуем сделать хотя бы набросок.
_____________
«Словно на живой карте отчетливо видны все элементы волжской долины. До самого горизонта тянутся темные леса…».
Почтовая карточка ИЗОГИЗ «Ребята из детского сада имени Крупской на прогулке», без даты, более ранняя.
«С «Венца» вид еще шире, еще величественнее…».
Б.Берендгоф. «Ульяновск. На Новом Венце».
Из журнала «Смена», 1953, №8.
«Здесь, на главной площади, господствуя над рекой, высится памятник Ленину…».
1) До 1947 года. Из книги М.Г.Кругловой «Монументы в архитектуре городов» (М., Госстройиздат, 1952).
2) Из журнала «Архитектура СССР», 1959, №4.
«Вот здание бывшего дворянского собрания; в одном крыле его две комнаты занимала Карамзинская библиотека…».
Дворец книги. Из журнала «Смена», 1952, №8.
Маленький снимок – из фондов УОНБ, не раньше 1947 г.
«Вот превосходный дворянский ампир фасада здания на бульваре у «Венца», ныне в нем сельскохозяйственный институт…».
Сельскохозяйственный институт. Начало 1950-х гг.
1) https://ok.ru/uljanovsk – Евгения Вилкова.
2) Из книги «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (Ульяновск, 1963, 1-ое издание).
«Мимо гончаровского дома ныне стремится поток людей… На другой стороне улицы сохранился старинный Гостиный двор, где бабушка из «Обрыва» закупала приданое Марфиньке…».
1) Дом Гончарова и скульптурная группа «Три пионера». Из книги «Средняя Волга. Справочник-путеводитель», под ред. Г.И.Дрожжина (Куйбышев, 1939).
2) Гостиный двор, «Столбы». Из книги Е.И.Голенко «Ульяновск» (М., Госстройиздат, 1956).
«В новых скверах (в Ульяновске любят зелень) высятся знакомые белые скульптуры…».
1) Парк Свердлова: главный вход и лестница. Реконструкция 1947 года.
2) Детский парк: главная аллея. Из книги Е.И.Голенко «Ульяновск» (М., Госстройиздат, 1956).
В.И. Китаевский. «Улица Ленина в Ульяновске».
«Здесь, во вчерашней слободе Конной, воздвигаются корпуса автомобильного завода…».
1) Ульяновский автозавод, первая очередь застройки. Из книги «УАЗ – 70 лет в истории страны» (Ульяновск, 2011).
2) ТЭЦ Ульяновского автозавода. Фото А.И.Маркелычева, из книги Б.Н.Афанасьева «Исторические места города Ульяновска» (Ульяновск, 1948, 1-ое издание).
«Правильными рядами протянулись дома новых кварталов, аккуратные коттеджи подходят к заводу…».
1) Проект жилых домов поселка при автозаводе. Из журнала «Архитектура и строительство», 1948, №2.
2) Улица Автозаводская. Из журнала «Архитектура СССР», 1960, №4.
Местный
Гнилое провинциальное болотце, оплот столбового дворянства и крепостничества, но этим и прекрасно!
Ульяновец
Ваш коммент – какая-то причудливая смесь спорного комплимента жителям “гнилого болотца” и исторического винегрета в отдельно взятой голове.
председатель совета дома Марата 8а
Точно, в те годы в Ульяновске любили зелень, не то что сейчас: то агавы, то туи в горшках! Приятно посмотреть как было…
житель Хрустальной
Отличный материал! Спасибо!!!!
z
Прекрасная статья!
Особенно впечатлило описание вида с Венца на Волгу. Жаль, что все это оказалось затоплено. А вот это: “В новых скверах (в Ульяновске любят зелень)” непроизвольно провело определенные параллели… Ну а генеральный план реконструкции актуален и в наше время.
Кстати, не знал, что слово “коттедж” могли употреблять в 1949 году.
123
Какая шикарная была улица Автозаводская