Одним из ведущих «Лавки мистических историй», которая открылась в пятницу, 30 марта, во Дворце книги, был фольклорист, кандидат филологических наук Евгений Сафронов.
Сафронов известен как знаток всего сверхъестественного, мистического, что только можно встретить в нашем регионе. По крайней мере, говорят, что можно встретить. Он уже 18 лет участвует в фольклорных экспедициях и записывает рассказы жителей области. Фольклорист заверяет, что практически каждый сельский житель может стать источником информации, надо только уметь его разговорить. Нельзя в лоб спрашивать. Сначала следует поговорить о том о сем. Рассказы о домовых, колдунах, оборотнях, шутовках (так в наших селах называют русалок) и прочей нечисти называют быличками. Сафронов записывает рассказы о вещих снах, заговоры от знахарей и прочую мистику. За годы фольклорист накопил большой объем видео и аудиозаписей, и просто сделанных ручкой. По этим записям выходит, что в наших местах оборотни чаще всего оборачиваются свиньей, лошадью, собакой, реже – волком.

Сафронов обратил внимание, что про колдунов и оборотней чаще всего говорят в прошедшем времени и не о близких людях. Например, мама или тетка рассказывала, что был в соседнем селе такой…. Только однажды ему удалось разговориться с человеком, который всерьез считал оборотнем своего друга. Рассказывал про его жену, что ложится спать с Колей, просыпается, а рядом – конь.

В одном из сел Майнского района был записан рассказ о том, как некий мужчина, располагая двенадцать ножей на земле в определенном порядке острием вверх, оборачивался собакой и козлом. Однажды молодежь шла ночью из клуба, а у дороги – козел. Проходят мимо, а козел им: «Робитешки, закурить не найдется?». Те – врассыпную.

В селе Спешневка Кузоватовского района рассказывали о женщине, которая оборачивалась кошкой. Мужик пнул ногой кошку, а на другой день увидели, что у той женщины синяк на лбу. В том же Кузоватовском районе ходят рассказы о сильных колдунах из села Кивать. Там записан рассказ, что когда-то прислали нового директора школы, который приехал один, без жены. И он понравился одной местной учительнице, но отверг ее. Мать той учительницы умела колдовать и наслала на него порчу, от которой его не могли вылечить врачи. Только когда власти ее припугнули, она порчу сняла, но к своей жене он все равно не вернулся.

Очень много разнообразных быличек про домовых. Жительница села Папузы сообщила, что он маленький и с бородкой. Его надо всячески ублажать, задабривать. Бытуют советы, как это делать правильно. Обычай пускать в новое жилище кошку тоже связан с ритуалом угождения домовому.

Много рассказывают о контактах с иным миром, встречах с умершими. В Коржевке Инзенского района одна женщина горевала о смерти мужа, и он стал являться ей «как живой», стал с ней обедать, даже помогал по хозяйству. Ей посоветовали разложить везде ладан, чтобы «отвадить». Тогда он стал пролезать через печную трубу. В конце концов та женщина сошла с ума. А в Старой Солодевке к матери являлся умерший сын, она с ним разговаривала. Таких персонажей фольклористы называют летунами.

В Сурском и в Майнском районах нередко рассказывали о людях, умеющих наводить и снимать порчу, лечить от самых тяжелых недугов. Что касается колдунов и знахарей, то с ними, как уверяют местные жители, и сейчас можно столкнуться фактически в каждом селе. Евгений Сафронов рассказывает, что сам неоднократно встречался с такими людьми и беседовал о целительной практике. И заметил некоторое сходство в их судьбе и поведении. Например, если знахарь не шарлатан, то есть действительно на определенном уровне оказывает помощь людям, нередко толчком к целительству для него служит какая-либо жизненная трагедия.

На всю округу был известен Иван Кузьмич Ерошкин, живший в Сурском районе, в Кувае. Он был предсказателем и ворожецом. К нему ходили, чтобы узнать о пропавших людях, имуществе. Ерошкин закрывался с головой одеялом и рассказывал. Про Ерошкина Евгений Сафронов даже написал книжку.

Вера ПЕТРОВА